26 Июля 2017
$59.82
69.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 08.07.2010

Последний тверской трамвай

28 (15 по ст. ст.) августа 1901 года в Твери произошло официальное открытие Тверской городской железной дороги.

28 (15 по ст. ст.) августа 1901 года в Твери произошло официальное открытие Тверской городской железной дороги. Это было историческое событие: город приосанился и покатился по рельсам со скоростью 15 км/ч (к слову, современные престарелые трамваи выдают около 12 км/ч). Вмещал вагончик бельгийского производства немного – 32 человека (как 2 с половиной сегодняшние «газели»-маршрутки). Каждый вагон обслуживали вагоновожатый и кондуктор – исключительно мужские профессии. Кондуктор не только обеспечивал всех билетами, разными по стоимости (от 2 до 20 копеек) и цвету (белые, фиолетовые, зеленые, желтые, красные) в зависимости от дальности поездки, но и следил за соблюдением дресс-кода: лицам в нетрезвом виде или в грязной одежде путь в трамвай был закрыт.

В ноябре 1920 года было решено остановить трамвайное движение в Твери, но уже в начале 1922 года стало понятно: городу без трамвая трудно.

Долгое время трамвай оставался основным транспортом для тверитян, доставлявшим их по 18 маршрутам в любой конец города. Затем начали закрываться линии, некоторые с оговоркой: временно. Но нет ничего постояннее временного. Количество маршрутов сокращалось, и к 2010 году их осталось семь. МУП «ТТУ», долгое время управлявшее тверским трамваем, было признано банкротом, ему на смену пришло МУП «Городской электротранспорт».

«Последний тверской трамвай» – так называется песня Валерия и Дениса Матыциных, клип которой размещен на блоге Алексея Каспржака, замгубератора Тверской области, и.о. начальника департамента финансов. В кадре – трамваи, номера некоторых уже вызывают легкую ностальгию (№12). Какие-то из них устало бегут по знакомым дорогам, а иные уже застыли – на улице Трехсвятской, на городских пейзажах тверских художников.

Стоя рядом с навсегда остановившимся в центре города вагончиком, Алексей Каспржак спрашивает:
– Что это – прошлое или будущее тверского трамвая? Предлагаю обсудить это на моем блоге http://kasprjak.livejournal.com/1987.html

32 комментария

Алексей:

– Конечно, для большинства людей, не имеющих собственного авто, трамвай стоит на последнем месте в списке предпочитаемых видов общественного транспорта. И тому есть причины: кому понравится за такие деньги плестись со скоростью пешехода? Тогда почему в той же Москве, за рубежом трамвай пользуется популярностью? Думаю, потому, что там трамвай не калека, как у нас.

С.Киселев:

– Мое мнение однозначное: Твери трамвай не нужен. Сегодня цена билета на трамвае практически равна стоимости проезда на других видах транспорта, а по скорости он значительно уступает. Надо срочно убирать трамваи из центра, заменив их троллейбусами, а на время строительства троллейбусных линий пустить автобусы. Мы сможем коренным образом расширить центральную магистраль города до 5 полос. В то же время необходимо в обязательном порядке разместить на этом маршруте полосы для общественного транспорта, как это сделано в Москве на Волоколамке. Это позволит любому жителю города добраться от центра до вокзалов за 10–15 минут. Трамвай давно себя изжил и только парализует движение и сотрясает здания, особенно в центре. Мы перестанем тратить деньги на содержание межрельсового полотна, на постоянный ремонт переездов. Мы, наконец, сможем убедить предпринимателей осваивать окраины города, откуда они при необходимости быстро доберутся в центр.

У меня однокурсник в Иванове занимался проблемой ликвидации трамваев, и от этого город только выиграл. Но положительный результат пропадет очень скоро, если город не займется разработкой транспортной схемы. В то же время необходимо решать и другие проблемы. Например, в городе постоянная проблема: куда деть грунт, образующийся при строительстве зданий? А ведь его можно направить на отсыпку для расширения участка дороги (поворот возле медакадемии за Волгу).

albalonga

– Трамваи – социальный вид транспорта, совсем убирать их нельзя ни в коем случае. Однако во многих местах трамвайные пути пересекаются с проезжей частью, и это, конечно, затрудняет движение автотранспорта.

(Анонимно)

– Не трамвай создает помехи движению – он такой же полноценный участник дорожного движения, а трамваю создают всякие неумехи, не знающие правила и не желающие соблюдать приоритет движения.

kasprjak

– А где, на ваш взгляд, в городе могли бы быть оборудованы участки для современных высокоскоростных трамваев?

(Анонимно)

– Да тот же «вокзал – Горбатка», больше половины пути здесь вынесено с проезжей части, никаких препятствий, милое дело для быстрой езды, а пассажиропоток большой.

Ревизор Степанов:

– Можно только обсуждать, нужен трамвай или нет, но не больше. На время войны (ЧС) трамвайные линии носят мобилизационный характер. Поэтому да здравствует вечный Тверской Трамвай.

(Анонимно)

– А может, тут просто маршрутчики лоббируют свои интересы и так все заполонили, а тут вообще лопата сломается деньги грести.

С.Москвич:

– Давным-давно доказано, что от ликвидации трамвайных путей в пользу полос движения автотранспорта пробок станет только больше. В «легковушку» вмещается четыре человека, в маршрутку – 15 человек. При этом в трамвае помещается порядка 150 человек. Сколько нужно легковых автомашин или маршруток, чтобы перевезти 150 человек?

Во всех развитых европейских странах возрождают трамвай, поняв свою ошибку 70-х годов прошлого столетия, когда были демонтированы десятки трамвайных систем. В Москве в наши дни вовремя можно добраться куда следует только на метро и на трамвае. Все остальное сутками стоит в пробках.

Тем не менее трамвай является намного экономически выгоднее, нежели автобус. Техническое обслуживание одного автобуса обходится дороже, чем трамвая. Срок эксплуатации трамвайного вагона может достигать 40 – 70 лет (Торонто, Прага, Самара, Екатеринбург, Усть-Илимск – лишь малая часть городов, эксплуатирующих на линиях очень старые вагоны, которые благодаря правильной эксплуатации выглядят как новые), в то время как автобус служит лет 20.
Иваново ничуть не выиграло при закрытии трамвайного движения, выиграли только несколько чинуш, срубивших на этом кругленькую сумму.

Воронеж. Электротранспорт едва не был уничтожен полностью, в огромном городе с населением около миллиона человек осталось всего 3 троллейбусных маршрута и нет ни одного трамвайного.
На территории всех трех трамвайных депо возвели многоквартирные дома и торговые центры, причем все вырученные деньги отошли частникам, Воронеж за это не получил ни копейки.

jan_glog

– Ммм, трамвай уже закрыт в Архангельске, Астрахани, Шахтах, Воронеже, Иванове, Рязани, и ни в одном из городов ни к чему хорошему это не привело. Как расценивать этот тренд – неужели люди научились думать или это просто так, потрепаться?

С.Москвич:

– Для нормализации транспортной ситуации в городе необходимо:

  1. обособить и огородить трамвайные линии,
  2. ликвидировать маршрутные такси, дублирующие маршруты трамваев, автобусов и троллейбусов и увеличить число последних,
  3. постепенно производить ремонт путей и контактной сети,
  4. создать комиссию, отвечающую за состояние трамвайных вагонов и за их количество на линии.

(Анонимно)

– НЕ УБИВАЙТЕ ТРАМВАЙ!!! Если уберут трамваи, то город «встанет»!

kasprjak

– Решая судьбу трамвая, нужно определиться, какую задачу ставим перед собой. Оставлять трамвай ради него самого однозначно не стоит. Индикатором нужности его может служить количество людей, им пользующихся. У современного тверского трамвая много минусов: едет медленно, рельсы плохие, сдвоенные вагоны нерентабельны. Есть у него и достоинства: экологически чистый, вместительный. Если трамвай сделать удобным и комфортным для горожан – чтобы скорость была сопоставима с другим транспортом, чтобы маршрут был популярен, а рельсы и составы в надлежащем состоянии – такой трамвай Твери нужен. Будут ли у города предложения, как достичь этого?

Экран монитора гаснет, разговор продолжается …

«ТЖ» пригласила к диалогу новых участников, мнение которых весьма важно для решения вопроса: быть или не быть тверскому трамваю?

Начальник департамента транспорта и связи Тверской области Церен ЦЕРЕНОВ:

– Считаю, что совсем отказываться от трамваев не нужно, но и сохранять все маршруты нерентабельно. Трамваи должны остаться там, где они связывают большие спальные районы: Вагонный, Соминку – с центром города. В остальных местах, где небольшой пассажиропоток, как в Затверечье, или большое количество других видов транспорта, как в «Южном», от трамвая стоит отказаться, ведь он не только убыточен, но и значительно загружает проезжую часть. В идеале же для трамваев должны быть построены отдельные линии сбоку от дороги.

Начальник отдела транспорта и связи администрации Твери Михаил КНЫШЕВ:

– Прежде чем принимать решение, мы проанализировали экономическое состояние предприятия, доходность и убыточность маршрутов. К сожалению, увидели печальную картину. Из 148 трамваев 146 служат более 17 лет. Рельсовые пути находятся в плачевном состоянии, более 50% из них нуждаются в капремонте. Сколько нужно средств, чтобы привести это хозяйство в порядок? Один трамвай стоит от 15 миллионов рублей, капремонт 1 километра погонного пути – от 20 миллионов (самый дешевый вариант). А нам нужно сделать 54 километра. Такие суммы неподъемные для нас. И сравните: один автобус стоит 4 миллиона рублей. Что выбрать: ремонт 1 км трамвайных путей, который ничего не решит, или 5 новых автобусов?

Себестоимость работы трамвая в час – в пределах 800 рублей. Приходится констатировать, что тверской трамвай – убыточный вид транспорта. Не отрицаю: трамвай обладает рядом преимуществ перед другим видом транспорта (экологичность, вместимость), но следует учитывать и его малую мобильность, и низкую скорость – 11.7 км/ч. Нужен ли он нам? Люди привыкли уже к другим скоростям. А содержать такую разветвленную сеть, как сейчас, городу сложно: это серьезная нагрузка на бюджет, на налогоплательщиков. Наиболее оптимальным в данной ситуации видится концентрация усилий и средств на определенном маршруте с большим пассажиропотоком, например, связывающем вокзал с ДСК.

Никто не собирается огульно отправлять под нож весь электротранспорт города. Мы будем развивать троллейбусные линии. В любом случае, если закрывается маршрут трамвая, на него планируется ставить автобус, отличающийся высокой мобильностью и низкой себестоимостью при организации маршрута. Естественно, закупая новые автобусы, мы больше требований предъявляем к экологичности двигателя. Конечно, это не панацея. Заказанное в Тверском техническом университете исследование пассажиропотока показало, что Тверь – город транспорта средней вместимости. Сейчас у нас 862 маршрутных такси-«газели». Обязать их владельцев поменять машины мы не можем в рамках существующего законодательства. Эти вопросы требуют проработки.

Алексей КАСПРЖАК:

– Очень хорошо, что дискуссия о судьбе трамвая пусть и медленно, но приводит к конкретным действиям. У администрации города есть определенное видение перспектив данного вида транспорта, которое было озвучено на совете по столичным функциям. Это сохранение одной ветки «вокзал – Горбатка», на которой половина пути вынесена за пределы автодороги. Там, где рельсы проходят по проезжей части, будут укладываться плиты (технология уже отработана), что в комплексе с другими мерами даст возможность трамваю развивать скорость до 30 км/ч. В таком случае трамвай действительно станет востребован пассажирами. Однако до сих пор эти предложения не оформлены в виде конкретного проекта. Когда будет ясная программа, в которой зафиксируются не только задачи, но и результат, администрация области окажет городу свою поддержку.

Автор: Колесила по Твери на трамвае Татьяна ИВАНЧЕНКО
134

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость