30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование05.07.2010

Оглянись в прошлое – поймешь будущее

Фотограф: Ирина СМАЗНОВА

Исторические личности оживают в кабинете Учителя года

Исторические личности оживают в кабинете Учителя года

Тем, кто только начинает постигать историю как науку, преподаватель кашинской средней общеобразовательной школы №3 Татьяна Голубева всегда рассказывает о манкуртах, о которых говорил в своем произведении «Буранный полустанок» Чингиз Айтматов. Манкурт – это взятый в плен человек, превращенный в бездушное рабское создание, не помнящий ничего из прошлой жизни. Человек, потерявший связь с корнями, забывший о своем родстве, – всегда самый идеальный раб, из которого хозяин может лепить все, что угодно. «Вот так и в жизни: без знания истории своей страны мы тоже можем превратиться в рабов, потребителей, лишенных всяких целей, – уверена Татьяна Михайловна. – Ведь, как говорится, не дураки до нас жили: если оглянуться в прошлое и понять, что там было, многое можно решить в будущем».

О своих предметах – истории, обществознании и мировой художественной культуре – Татьяна Голубева говорит трепетно и интересно. Она смогла «зажечь» даже статусное жюри ежегодного областного конкурса «Учитель года», которое присудило ей в этом году безоговорочную победу. Сама Татьяна Михайловна считает, что ее конкурсное выступление не было самым ярким, она просто старалась добросовестно отработать все этапы. Очень приятно, что это заметили и оценили. Педагогический стаж Голубевой – почти 30 лет. Все эти годы она преподает в кашинской школе № 3. Кашин – родина ее мужа, Александра Сергеевича, тоже, кстати, историка, преподавателя Булатовской средней школы. На историческом факультете Калининского университета они были однокурсниками. Но самое интересное, что и сын Григорий тоже пошел по их стопам. После учебы на том же факультете он защитил кандидатскую диссертацию, теперь преподает в МГУ.

Татьяна Михайловна называет себя «в меру строгим учителем». В ее родной школе в Архангельской области было два замечательных преподавателя истории. Один – требовательный, даже в чем-то жесткий, со своих учеников в конце каждого занятия он спрашивал … тодв, что означало «таким образом, делаем вывод». Этим «приемом» он и запомнился. А второго педагога Татьяна Михайловна вспоминает как очень доброго и в чем-то даже романтичного человека, со своей «изюминкой». Моя собеседница считает, что «унаследовала» манеру преподавания обоих учителей. Нет, конечно, она не просит учеников делать тодв, а старается находить золотую середину между строгостью и справедливостью. Да, она ставит двойки, и даже в четверти, но, как сама говорит, исключительно «за дело». Если ученик не готов к уроку второй и третий раз, его надо жестко призвать к порядку. Тем не менее педагог старается найти контакт даже с самыми безразличными к ее предмету школьниками. Приемов много: оставить после урока, поговорить тет-а-тет. И даже… пригласить с собой в летний поход по памятным историческим местам.

Со своими старшими учениками учитель около 10 лет исследует Кашинский район. Четвертый год она – участница межрегиональной программы «Под княжеским стягом», предусматривающей совместную деятельность историков, краеведов, музейных работников и учеников по восстановлению исторической справедливости, привлечению широкого общественного внимания к имени полководца и дипломата князя Скопина-Шуйского и его сподвижников. Вместе с коллегами из Владимирской и Ярославской областей они отправляются в многокилометровые летние походы по местам боевой славы полководца. После нескольких совместных дней все участники похода становятся друг другу как родные. Ученики, которые раньше относились к предмету с прохладцей, переосмысливают свое отношение к истории отечества. У костра, угощаясь собственноручно приготовленной гречкой с тушенкой, они слушают занимательные рассказы историков о событиях, которые происходили на этом самом месте много веков назад, и все это их настолько затягивает, что многие потом просто не позволяют себе опростоволоситься на уроке истории. Кстати, ученики Татьяны Голубевой нередко выбирают ее предмет для сдачи ЕГЭ и показывают достойные результаты. В прошлом году средний балл двенадцати выпускников, сдававших историю, – 63–64. Такой результат позволил всем им стать студентами выбранных ими вузов. Интересуюсь у Татьяны Михайловны: «А часто ли ученики идут по вашим стопам?» Оказывается, раньше было больше – учитель быстро перечисляет фамилии тех, кто по ее примеру окончил истфак. Кто-то действительно стал сильным преподавателем истории, как теперь ее коллега Марина Урядченко, а кто-то, получив профильное образование, нашел себя в другом, не менее уважаемом деле. Сегодня многие ее ученики выбирают историю для сдачи ЕГЭ, но уже с более прагматичным уклоном, так как предпочитают поступать на юридический и другие факультеты, чтобы можно было по окончании их найти хорошую работу.

В разговоре с Учителем года нельзя не затронуть инициативу президента «Наша новая школа». Что вкладывает Татьяна Голубева в это понятие?

– Для меня это прежде всего техническое переоснащение школы, которое позволяет современному ученику, отлично подкованному во всех технических новшествах, глубже понять и запомнить предмет. Как только я узнала о курсах повышения компьютерной грамотности, я записалась на них в первых рядах. Большое спасибо нашему учителю информатики Светлане Галкиной, которая всех нас великолепно научила пользоваться современной компьютерной техникой. И теперь я к каждому своему занятию в любой параллели готовлю презентации. В моем кабинете есть ноутбук, экран и проектор, которые позволяют ученикам смотреть слайды. Визуальные средства делают лекцию более яркой, интересной, и такие уроки, конечно, запоминаются лучше. С помощью обучающих дисков, которые теперь дополняют учебники, при изучении военного периода я могу запустить, к примеру, видеозапись Иосифа Сталина, и дети, вслушиваясь в его голос, всматриваясь в походку, смогут составить свое мнение об этой неоднозначной личности. Интересны ребятам и анимационные слайды. К примеру, к занятиям по изучению периода рабовладельческого строя я подготовила подробную презентацию о рынке рабов, о том, где использовался их труд. И, конечно, совершенно незаменимы теперь современные компьютерные технологии при изучении мировой художественной культуры. Если раньше я ходила по классу и каждому ученику показывала картинки в альбомах, то теперь все могут видеть изучаемое на экране. Это опять же гораздо удобнее, интереснее, к тому же экономит время. Недавно я проводила опрос учеников: какие занятия вам нравятся больше – с презентациями или без? Из 46 школьников 45 высказались за презентации.
Конкурс «Учитель года-2010» – весомая, но не единственная победа Татьяны Голубевой. Ее имя и в списке победителей конкурса лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Часть полученного денежного вознаграждения – гранта – Татьяна Михайловна потратила на развитие профессионального роста. Вместе с мужем они приобрели мощный компьютер, благодаря которому могут готовить дома иллюстративный материал к урокам. Профессиональные споры иногда случаются, но это и хорошо, утверждает моя собеседница, потому что в споре рождается истина. А истина для истории первостепенна.

Автор: Ирина СМАЗНОВА
24

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию