21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 05.07.2010

Модернизация: где цель, где средство?

«Круглый стол» по проблемам образования

«Круглый стол» по проблемам образования

Длина списка инициаторов этой дискуссии наводит на мысль, что тема ее не только назрела, но и перезрела. Впрочем, на первом месте совсем не случайно значится областная Общественная палата. Кому, как не ей, аккумулировать общую обеспокоенность положением дел в образовании, явно нарастающую в обществе и в самой системе образования, включая органы административного управления.

За одним столом собрались философы и практики, чиновники и общественники. Что и предопределило разность подходов, выводов и предложений. Общим было, пожалуй, только одно – сознание необходимости не только обсуждать, но и реально что-то менять в существующей системе образования.

Получасовой доклад Натальи Сенниковой – начальника департамента образования, честно говоря, показался излишним. Она говорила хорошо и даже интересно, но это был отчет о проделанной департаментом работе, который никто не собирался обсуждать. И вопросов ей не задавали.
Противоположным по характеру был содоклад профессора Георгия Комарницкого, председателя Тверского отделения Ноосферной академии наук, который и стал главным затравщиком дискуссии. Он говорил об остроте проблемы, придерживаясь очень жесткой логической схемы. Суть ее довольно проста. Если признать верной мысль президента Медведева о том, что модернизация России является условием ее выживания, то условием самой модернизации является коренная реформа образования. И, учитывая вызовы современной эпохи, нарастание опасных, разрушающих человека и природу процессов, возможен лишь один, не имеющий альтернативы путь – это перевод образования на рельсы ноосферного развития. Напомним, что учение о ноосфере, или сфере разума, было разработано выдающимся ученым и философом В.И.Вернадским еще до того, как человечество стало располагать источниками столь мощной энергии, неразумное использование которой создавало угрозу его существованию.

Конечно, учителям тверских школ, ежедневно сталкивающимся с проблемами совсем иного порядка, речь профессора Комарницкого могла показаться весьма далекой от реальной жизни. Но наиболее жесткую оппозицию профессору составила, можно сказать, коллега – доктор психологических наук Галина Жалагина, директор лицея, соединявшая в одном лице науку и общеобразовательную школу. Не оспаривая идею ноосферного образования в принципе, она подвергла сомнению наличие у содокладчика продуманной концепции, касающейся конкретных путей реформирования образования на региональном уровне, усмотрев даже некоторую корысть в предложении профинансировать соответствующую региональную программу.

Комарницкий критику не оспаривал. Участникам дискуссии, кстати говоря, были розданы заключения весьма авторитетных экспертов, в которых ряд предложений в рамках его концепции оценивались как организационно непродуманные и даже прожектерские. Но Георгий Михайлович и не ждал оваций. Своей победой он (как мне представляется, заслуженно) посчитал сам факт широкого обсуждения идеи ноосферного образования на региональном уровне.

И действительно, большинство выступлений как бы дополняли, поправляли высказанные им идеи и предложения, что подтверждало принципиальную возможность принять их, как говорится, за основу. Говорилось о необходимости более тщательно исследовать имеющиеся проблемы, начиная с самых насущных – материальных. Затрагивались и проблемы высшей школы, и проблемы повышения квалификации работников образования. Не обошлось и без упоминания о тлетворной роли СМИ (в первую очередь, конечно, телевидения). Никто не спорил с тем, что научно-практическая конференция, которую предложено провести уже в этом году, могла бы стать заметным шагом на уже начатом нынешней дискуссией пути.

Основная же проблема, проявившаяся на самой дискуссии, можно сказать, повисла в воздухе: как добиться того, чтобы утверждение высоких идеалов, способствующих наступлению эпохи этического и креативного разума, сопровождалось конкретной программой практических и реализуемых действий, а также того, чтобы ежедневная практическая деятельность на ниве образования не отрывалась от этих же идеалов? То есть как впрячь в одну телегу трепетную лань философии и трудягу-учителя?

Ответа будем ждать осенью.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
4

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость