21 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.07.2010

Кому нужен разрушенный храм в центре села Федово?

Денис Ивлев навел краеведческие справки в Вышеволоцком районе. И обнаружил, что храм Николая Чудотворца нужен был местным людям еще в 17 веке.

Денис Ивлев навел краеведческие справки в Вышеволоцком районе. И обнаружил, что храм Николая Чудотворца нужен был местным людям еще в 17 веке.


Мы с Павлом Ивановым отправиться в село Федово, что в десяти километрах от Вышнего Волочка. Цель – поиск места упокоения игумена Никона (Белокобыльского), который с 1944-го по 1946 год служил в селе Федово. Искать могилу монаха мы собирались близ стен старинного храма Архангела Михаила. Собирались, конечно, посетить и сам храм.

Добирались до села от Зеленогорского поворота пешком. Село раскинулось  на холме, с огромным, но разрушенным храмом в центре. В отличие от виденных мною фотографий 1980-х гг., где церковь была со всеми пятью куполами и даже нетронутым временем и людьми шпилем на колокольне, современный федовский храм оказался напрочь лишённым какой-либо кровли.
    
Как пояснила нам встретившаяся на сельской улице старушка, лет двадцать назад, "при колхозах", храм пытались реставрировать, поставили леса и разобрали крышу. Но дальше установки лесов реставрация не продвинулась, и храм, лишённый кровли, стал разрушаться ускоренными темпами.
    
Та же самая старушка, принявшая нас вначале за журналистов, стала горячо убеждать нас: "Вы вот лучше напишите, как мы, старики, здесь живём. Только одна медсестра осталась, да и ту скоро заберут от нас. Ничего теперь не работает, ни клуб, ни школа. Автобус, правда, ходит два раза в день, дорога худая. Водоснабжение ещё хуже. Смотрите, вот башня совсем наклонилась, и вода ржавая из колонки течёт". На наши доводы, что мы не журналистикой занимаемся, а историей, ответ был короток: "Кому эти развалины нужны!".
 
     Оказалось "развалины" когда-то были нужны местным людям. Даже в лихие 30-е гг., по свидетельству местного старожила Ивана Игнатьевича Косилкина, приход в Федове не закрывался. Колокола звонили в храме до 1947 г. Запомнил Иван Игнатьевич и фамилию последнего священника храма – Полозов. Тот жил неподалёку от храма и занимался пчеловодством. Помнит старожил, как после закрытия церкви детей в округе крестила "монашка". Во время войны храм тоже действовал. Когда умер местный кузнец Иван Осипович Беньковский в 1944 г., то его отпевали в церкви…
     Федовский погост с Михайловским храмом расположился в центре села на огромной площади. На этой площади, по свидетельству Ивана Игнатьевича, в престольный праздник села "десятые пятницы" (скорее всего речь идёт о Пятидесятнице – Троице) открывалась ярмарка, где местные жители торговали глиняными горшками и сопилами (сопилками-свистульками). Даже сельская молодёжь, когда собиралась идти гулять в Федово, говорила: "Пойдём гулять к Сопилам". Федовцы издревле занимались горшечным ремеслом, горшки на барках по Тверце отправляли в Торжок. Жили богато, поэтому и могли поставить в селе каменный храм.
    
Погост в центре села интересен прежде всего тем, что он цельный: хорошо сохранилась каменная ограда с кованными решётками и святыми вратами, сохранилась и церковь, лишённая только своего естественного завершения – крестов и куполов.
    
Федовский погост древний. В "Писцовой книге писца Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фаддеева" за 1625 – 1626 год упоминается и село Федово с храмом Николая Чудотворца: "Губа-волость Зешегринская, в вотчинах… за Богданом Михайловым сыном Нагова в вотчине село Федово, а в нем церковь Николы Чудотворца, да в приделе Архангела Михаила древяна шатром вверх стоит без пения, а в церкви образы и свечи и колокола и все церковное строение вотчинниково и приходцких людей, да церковных дворов двор попов, двор пономарь Ивашка Кузьмин, во дворе проскурница Татьяница, да двор вотчинников, да крестьян (три двора)… да к тому ж селу на Ноугородском рубеже треть озера Шедовского в длину три версты, а поперек две версты".
    
В Тверском областном архиве, к моему удивлению, не сохранилось ни одного дела, касающегося Федовского погоста. Лишь по названиям можно хоть как-то восстановить историю прихода. В 1808 г. причт прихода поднимал вопрос об оставлении части церковных денег на исправление ветхого храма. В названии дела за 1826 г. мелькает фамилия строительницы храма помещицы Мордвиновой. Этот год мы можем считать датой основания существующей каменной церкви. Величественный каменный храм Архангела Михаила, с приделами Николая Чудотворца (правый) и Параскевы Пятницы (левый) был построен в 1831 г. В описи есть два названия дел "О дозволении освятить церковь" – за 1833 и 1835 гг. По видимому, подразумевается под ними освящение двух храмовых приделов. В 1841 г. на храме перекрашивается крыша.
    
В 1842 г. была разобрана прежняя ветхая церковь, а через год причт и прихожане принимают решение перелить разбитый большой колокол с прибавлением к его весу 40 пудов меди. В 1845-м и 1850 гг. в храме произошли два пожара. В том же 1850 г. причт принимает решение о постройке новой каменной ограды вокруг храма и кладбища. Ограда эта с огромными святыми вратами посередине сохранилась до сих пор. Над вратами был помещён образ Архистратига Михаила, писанный на железном листе. Изображение, к сожалению, не сохранилось, но было заметным ещё в недавнее время.
    
1856г. – причт храма подаёт прошение о награждении похвальным листом церковного старосты крестьянина Андреева. В 1863 г. для храма отводится новое кладбище, а в 1869 г. храм получает землю, пожертвованную помещицей Чесноковой. В 1877 г. церковный староста крестьянин Тимофеев жертвует 130 рублей на постройку церковного дома. В 1886 г. причт поднимает вопрос о награждении церковного старосты унтер-офицера Павлова.
    
Несколько дел касались лично настоятеля храма священника Дмитрия Васильевича Мещерского. Отец Дмитрий родился в 1845 г. В 1867 г. окончил духовную семинарию, в 1876 г. был рукоположен во священника. В 1886 г. о. Дмитрия наградили набедренником, а через год было принято решение выдвинуть батюшку в депутаты благочиннического съезда. В 1898 г. батюшка был награждён скуфьёй.
    
Именно во время служения о. Дмитрия на приходе велась полномасштабная реконструкция храма – в 1896 г. он был полностью расписан, были произведены "малярные работы" по церкви. Через год около церкви было начато строительство церковной сторожки. Но это были не единственные перемены для храма: в 1898 г. на всех пяти куполах храма ветхие деревянные кресты были заменены на новые железные, а через год полностью перекрыта крыша на храме. В первый год нового XX в. в церкви была установлена новая духовая печь в подвале, она, кстати, сохранилась до сих пор. В это же время в Федове выстроена новая часовня.
    
В начале XX в. в приходе значились: церковно-приходская и земская школы. В 1901 г. в храме служили Дмитрий Васильевич Мещерский, 56 лет, и псаломщик Владимир Александрович Фессалоницкий, 29 лет. Отец Владимир был переведён в село в 1896 г. из с. Кравотынь. Старостой храма с 1896 г. был губернский секретарь Михаил Михайлович Сретенский. По данным на 1915 г. в приходе служили священник Алексий Воинов и всё тот же псаломщик Владимир Фессалоницкий.
    
В годы войны на приходе совершала требы псаломщица Анна Владимировна Фессалоницкая (1909 г. – ?) – возможно, дочь псаломщика. Община верующих села Федово была официально зарегистрирована 18 августа 1944 г. С 19 августа на приходе служил в качестве священника игумен Никон Леонтьевич Белокобыльский (28 мая 1878 г. – 1946 г.). О нём я постараюсь подробнее рассказать в одной из следующих публикаций.
    
После него настоятелем прихода был Леонид Николаевич Орнадский. Он был зарегистрирован на приходе 31 июля 1946 г. и прослужил до 27 ноября 1948 г. Умер 15 марта 1949 г. Последние годы о. Леонид часто болел, и поэтому в храме совершали богослужения "случайные лица". После проведённой уполномоченным по делам религии проверки выяснилось, что 21 ноября – на престольный праздник Архангела Михаила – службу проводил священник Михаил Николаевич Полозов. Его же потом верующие просили назначить в село настоятелем храма, но областные власти этого так и не сделали.
    
Вплоть до 1961 г. продолжалась борьба верующих за храм. Но, к сожалению, счастливого финала так и не случилось. Здесь вплоть до закрытия хранилась деревянная резная чудотворная икона святителя Николая из Николо-Стопленской пустыни. Её перенесли верующие в Федовскую церковь в 1943 г. Очевидцы вспоминают, что образ женщины всю дорогу несли на руках. После закрытия церкви икона была передана в Богоявленский собор г. Вышнего Волочка, где и находится по настоящее время. Ещё одной чтимой иконой храма был образ св. вмчц. Параскевы Пятницы. В 1898 г. поднимался вопрос о поставке на видное место приобретённого на пожертвования прихожан киота  и установке в оный иконы св. великомученицы Параскевы.
    
Храм вплоть до 80-х гг. стоял не разграбленный. Разграбили его "жители" соседней двухэтажки, которых местные звали по простому – "бомжи". Это они сломали полы в церкви и топили печи обломками иконостаса...
    
Храм и погост сейчас представляют собой печальное зрелище. Стоит ли говорить, что могил священников храма мы так и не отыскали. У алтаря И.И. Косилкин показал несколько захоронений, среди которых есть и могила священника, но он умер ещё до революции.
    
Года три назад федовцы решили восстановить храм. Выбрали старосту – местного предпринимателя, провели уборку территории. Но дальше этого дело не двинулось. У старосты свои неотложные дела, а без организатора кто ж будет восстанавливать заброшенный и осквернённый храм…
    
На обратном пути задумался я о том, как мы живём сейчас. Откуда корень наших повседневных проблем? Почему в Федове, как и по всей России, забыты старики, бежит из колонки ржавая вода, не засеваются поля, и никто не обращает внимания на то, что безбожно выпиливается и вывозится лес. Почему мы сейчас живём разрозненно и нет нам дела до общих проблем? Потому что мы потеряли главное, что объединяло нас – веру и любовь к своей земле. Нам ничего не стоит сломать скамейку в парке или просто вылить помои под окно соседу. Обыватели! Оглянитесь вокруг! Вместо единого и сильного духом народа мы стали одинокими, закрылись своими личными проблемами и не хотим видеть, что творится вокруг нас.
    
Взгляните в глаза друг другу – где ваша любовь? "Потому узнают, что вы все мои ученики, если будете иметь любовь между собою", – говорит Господь. Так Его ли мы ученики, Ему ли мы служим или служим другому богу – себе самому? Пробудитесь ото сна, люди, иначе мы погибнем и сами того не заметим, как потеряем всё: и себя, и Россию…
    
Возвращались мы из Федова в подавленном настроении. Но ласковые лучи солнца, отражающиеся в лужах разбитой дороги, и бескрайнее весеннее небо над нескошенными ещё с осени полями всё же сделали своё дело. Проблемы ушли, осталось лишь тёплое весеннее солнце и бескрайнее над головой родное небо России.
Автор: Денис ИВЛЕВ, «Земля вышневолоцкая»
176

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость