06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика24.11.2009

Новый продукт по старинке не создать

«Неэффективные предприятия мы поддерживать не намерены», – так выразил позицию федерального правительства Владимир Путин во время недавней поездки в Татарстан. А кому будут отданы антикризисные преференции внутри области? Об этом мы продолжаем разговор, начатый в выпуске «Бизнес-моста» от 17 ноября, с заместителем губернатора Анатолием БОЧЕНКОВЫМ. Это разговор о путях выхода из кризиса реального сектора региона, о роли администрации области, самих предприятий в этом процессе.

– Анатолий Алексеевич, мы с вами говорили о том, что совмест­ные действия власти и бизнеса – одно из непременных условий для выхода из кризиса. Какие действия бизнес-сообщества, на ваш взгляд, способствовали бы более успешному преодолению кризисной ситуации?
– Мы вырвемся из кризиса и начнем хорошо жить, когда на уровне каждого предприятия будет понимание, что надо делать лучший вагон, лучший экскаватор, шить лучшую рубашку, изготовлять лучшую мебель, – когда продукция станет продаваемой, получит рыночный спрос. А это, в свою очередь, значит, что главный технолог наладит самый лучший технологический процесс, главный энергетик предложит самый выгодный вариант энергосбережения, слесарь станет работать лучше, чем его коллега за рубежом, а собственник вложит прибыль в развитие предприятия, производственную и социальную инфраструктуру, профессиональную подготовку кадров, их достойное материальное обеспечение. Тогда и страна с этого предприятия будет получать достойные налоги.
А мы столкнулись с тем, что далеко не каждый собственник заботился о завтрашнем дне своего предприятия, больше был нацелен на сиюминутную прибыль. Часто управленческие решения директорского корпуса отличались малоэффективностью, а подчас и несостоятельностью. До начала кризиса не были предприняты необходимые меры, обеспечивающие лидирующие позиции на рынках России и стран СНГ. Да и сейчас большинство наших компаний находится в аморфном состоянии, хотя во многих регионах уже началась интенсивная работа по созданию качественно обновленного продукта. Кто первым сумеет предложить его потребителю? День старта этого соревнования не за горами.
– Что надо сделать, чтобы наши тверские товаропроизводители смогли опередить конкурентов?
– В рыночной политике надо прописывать другой сценарий и к созданию нового продукта подходить по-новому. Это новые конструкции и технологии, резкое снижение издержек и повышение производительности труда. Необходимо использовать науку, привлекать западных партнеров для создания совместных производств, организовывать внутриобластную кооперацию. По этому пути уже идут кимрский «Радиатор», тверской «Транспортный кондиционер», ржевская «Электромеханика», ряд других предприятий. Но уж больно короток этот ряд!
Часто на совещаниях в администрации области с товаропроизводителями звучит одно и то же: «Дайте денег!». Хорошо, пойдем на эксперимент, выделим из бюджета некую сумму, но скажи честно: отсутствие в данный момент денег – это единственная причина твоей несостоятельности? Или ее корни в неконкурентоспособности продукции, которую ты не можешь реализовать?
Я бы считал правильным сегодня каждому российскому предприятию, которое намерено специализироваться на выпуске той иной конкурентоспособной продукции и сделать решительный прорыв на рынок, найти западного партнера и предложить ему создать на своей базе совместное производство. Это один из немногих способов в очень короткое время научиться работать, как работают передовые промышленные страны, получить новые конструкции, новые технологии, внедрить в производство новую организацию труда. Пора расстаться с лопатой в прямом и переносном смысле слова. А везет на этом пути тому, кто везет.
Администрация области заинтересована в расширении числа лидирующих предприятий. Ведь это и престиж региона, и устойчивость его экономики, и возможность решения многих социальных задач через увеличенную доходную часть бюджета.
– Какие шаги предпринимает администрация области для поддержки промышленного комплекса?
– С начала года у нас образована оперативная комиссия под руководством губернатора и утверждены рабочие группы по отраслям, которые возглавляют его заместители. Это своего рода консилиум экспертов, куда входят и ученые, и собственники, и директора предприятий. На заседаниях рассматриваются как общие вопросы, так и проблемы конкретных компаний, и некоторым уже оказана существенная помощь. Часть вопросов поставлена перед федеральным центром. Административный ресурс поддержки задействован полностью. Губернатор регулярно бывает на предприятиях, оценивает ситуацию на них и перспективы, выезжает в районы и по итогам этих встреч на местах дает целый ряд поручений департаментам и отраслям. Это и включение наших предприятий в программы РосНАНО, другие федеральные программы, расширение областной кооперации товаропроизводителей, разработка предложений для возможного подписания соглашений с ОАО РЖД, Трансмашхолдингом, «Почтой России», Екатеринбургской областью, открытие нашего представительства в Сочи. И, конечно, нельзя не сказать о программе по снижению напряженности на рынке труда области, только первая часть которой оценивается в 350 миллионов рублей.
Мы готовы помочь тем, кто с этой помощью готов стать лучше. Но здесь надо правильно понимать, что и у государства, и у региональной власти не так уж много инструментов оказания помощи конкретным предприятиям – мы действуем только исходя из своих возможностей и полномочий. Права вмешиваться в частный бизнес нет. Мотивация к успеху – это прерогатива акционеров. Меры поддержки осуществляются в интересах общества, его социальной стабильности. И помощь эта не всегда может дать быстрый положительный результат. Мы не можем помочь Ржевбашкрану получить заказы на краны – на стройках жизнь еле теплится. Нет у государства средств заказать тысячу вагонов, хотя они, возможно, и нужны. Центр всем не поможет, он будет помогать только сильным – его ресурсы сегодня ограниченны. И каждая область должна рассчитывать на собственную выживаемость, хотя идет и соревнование между областями.
– Как строится стратегия помощи в нашем регионе? По какому принципу, по какому рангу она идет? Кому и как помогать?
– Помогать надо сильным. Тем предприятиям, которых кризис застал на взлете. Они вкладывали деньги в развитие, в новые технологии, сами уже многое сделали для успешной работы в рыночных условиях, занимались образованием персонала, переподготовкой инженерного состава, совершенствовали систему управления, меняли организационную структуру, привлекали науку, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. Помогать надо тому, кто обеспечит большую отдачу, кто использует эту помощь для резкого скачка вперед, кто благодаря ей станет лидером, локомотивом в своей отрасли, в своем регионе и поможет другим. Те, кто слабее, могут прийти к ним как на субподряд.
А если предприятие в течение последних пяти лет ничего не делало, то как ему помочь? Его рынок не воспримет. Оно и люди, которые на нем работают, сегодня заложники ситуации. Но там есть производственный потенциал. Поэтому, проведя анализ, своего рода ревизию, мы ему говорим: пусть у тебя сегодня нет задела на будущее, но мы тебя не бросаем, берем в кооперацию. Ты можешь для другого завода делать то-то и то-то, исходя из своих возможностей, культуры производства, технологического уровня. Вот стратегия помощи. Это как в самолете. Когда готовишься к взлету, стюардесса предупреждает: пристегнитесь, не курите, в случае аварийной ситуации наденьте кислородную маску вначале себе, а потом ребенку. Как же так? Мы привыкли первым делом помогать малышу. А ведь она права, и здесь все продумано: в случае чего, если ребенок закапризничает и вы провозитесь, упустите время и не успеете надеть себе маску, то не спасете и кроху. Поэтому прежде надо спасать сильные предприятия, а они спасут, помогут удержаться на плаву тем, кто слабее их. Успех завтра во многом зависит от правильно выбранного вектора сегодня. А помощь – это прежде всего договор о взаимной ответственности.
– У нас в России, как говорится, нет худа без добра. Мы сильны тем, что в трудные времена умеем сплачиваться, подставлять плечо. Вот и теперь разрозненность, взаимные претензии уходят на второй план в стремлении выйти из кризиса с наименьшими потерями, с новым видением перспектив сближаются позиции власти и бизнес-сообщества.
– Сейчас самый лучший момент, когда можно и нужно пересмотреть отношения власти и бизнеса друг с другом. Мы партнеры – это главное, и не время для недоверия и антагонизма. Власть тогда хороша, когда создана надежная подушка безопасности в виде профицитного бюджета, когда на все хватает денег, когда налоги текут рекой, а это значит, что реальный сектор работает стабильно, с большой прибылью. Мы заинтересованы друг в друге. Этот интерес нельзя подорвать, иначе предприятия поймут, что когда они были в кризисе, то оказались власти не нужны. Провала в партнерских отношениях не должно случиться. Так что сегодня замечательный момент для консолидации, для конструктивной совместной работы. Нам нужны взаимные терпение и мудрость, сдержанность в словах и личная ответственность. Деловой климат создается обеими сторонами, и мы обязаны ради будущего региона сделать все, чтобы сохранить его производственный потенциал, не потерять ни одно предприятие, вместе выйти из кризиса обновленными, успешными, обеспечить высокую конкурентоспособность продукта, идей, разработок, решений на длительную перспективу. И работа не ждет.
Автор: Маргарита СИВАКОВА
28

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию