23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Экономика29.06.2010

Модернизация для устава

Фотограф: Александра ПРОХОРОВА

Главные документы территорий не должны отставать от жизни

Главные документы территорий не должны отставать от жизни

Как наиболее адекватно оценить результаты деятельности органов местного самоуправления? Что требуется для эффективного взаимодействия Уполномоченного по правам человека Тверской области с муниципальными образованиями? Какие подходы используются в реализации территориальной и информационной политики области? Насколько эффективной была проделанная работа по формированию резерва управленческих кадров и как оптимально организовать последующее обучение и социализацию резервистов?

Эти и другие темы обсуждались в ходе очередного семинара-совещания с управляющими делами администраций муниципальных районов и городских округов области. Его организатор – аппарат губернатора области. Участников семинара, проводимого поочередно в муниципальных образованиях области, на сей раз принимал Селижаровский район. В числе выступивших на семинаре – начальник департамента территориальной и информационной политики Андрей Гагарин, заведующая отделом управления госслужбы и кадров аппарата губернатора Елена Судник, заведующий отделом департамента экономики области Денис Ильин, Уполномоченный по правам человека в Тверской области Ирина Блохина, детский омбудсмен Елена Бадьина. В сегодняшнем выпуске нашей тематической страницы публикуется часть выступлений на семинаре.
Основной же доклад на семинаре был посвящен проблемам, возникающим при государственной регистрации уставов муниципальных образований и  ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов. С ним выступила заместитель начальника Управления юстиции Мин­юста РФ по Тверской области Татьяна БАРКОВА.

– Как известно, устав муниципального образования обладает высшей юридической силой среди норм, принимаемых органами местного самоуправления. Это означает, что все нормативные акты, принимаемые на местах, должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Поэтому, когда меняется федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления, это должно быть в обязательном порядке отражено в уставе муниципального образования.

Остановимся на тех изменениях федерального законодательства в сфере местного самоуправления, которые произошли с ноября 2009 года по май текущего года.
Об энергосбережении 23 ноября 2009 г. принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им внесены изменения в   Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.17 п.8.2). Этот документ также добавил органам местного самоуправления новые полномочия. Отныне их прерогатива – утверждение и реализация муниципальных программ в области энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности, организация энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах поселения, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Соответственно статьи уставов поселений, муниципальных районов и городских округов, регулирующие вопросы местного значения, необходимо дополнить таким положением.

О местных бюджетах

28 ноября 2009 г. Федеральным законом №283-ФЗ внесены изменения в положения, регулирующие права органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. В новой редакции изложена ч.2 ст.14.1, аналогичные изменения внесены в ч.2 ст.15.1 и часть 2 ст.16.1 в отношении соответственно муниципальных районов и городских округов. Внесены изменения в положения Федерального закона №131-фз (в ч.4 ст.15), регулирующие вопросы финансирования переданных полномочий муниципального района (поселения) в соответствии с заключенными соглашениями, Это тоже требует соответствующей корректировки уставов муниципальных районов и поселений. Изменились положения, регулирующие бюджетные правоотношения органов местного самоуправления муниципальных районов. Так, изложены в новой редакции положения части 4 статьи 53 «Расходы местных бюджетов» и часть 2 ст.55 «Доходы местных бюджетов». И теперь в уставах муниципальных районов, в которых формирование представительного органа осуществляется путем представительства сельских поселений, должны быть предусмотрены случаи, когда расходы бюджетов таких муниципальных районов могут осуществляться за счет межбюджетных субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, представляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Необходимо также предусмотреть в них случаи, когда в состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов включаются субсидии из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения.

О вопросах местного значения 27 декабря 2009 года принят Федеральный закон N365-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления». Им уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, внесены многочисленные изменения в законодательные акты, регулирующие местное самоуправление и касающиеся, в частности, порядка формирования представительных органов муниципальных районов, перечня вопросов местного значения, процедур назначения на должность главы местной администрации, порядка внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, полномочий местного самоуправления в сфере занятости населения и т.д. Так, внесены изменения в перечень вопросов местного значения поселений и городских округов, касающихся присвоения наименований улицам, площадям и т.д., установления нумерации домов, организации освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Изменены права органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Им предоставлено право создания муниципальной пожарной охраны, что также должно быть отражено в соответствующих положениях  уставов. При этом с 1 января 2010 года утратило силу положение закона об участии органов местного самоуправления в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

О представительном органе

Существенно изменена часть 5 статьи 35 Закона 131-ФЗ, предусматривающая порядок формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений,  входящих в состав муниципального района. В связи с чем муниципальные районы, в которых предусмотрено формирование своего представительного органа по таким принципам, должны отразить эти изменения в своих уставах.

Изменена норма закона, регулирующая процедуру направления муниципального правового акта для подписания и обнародования главе муниципального образования. Теперь нормативный правовой акт, принятый представительным органом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Ранее такого срока не было установлено. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт. Теперь исключена возможность повторного рассмотрения отклоненного главой нормативного правового акта.

Абзацем 1 части 16 ст.35 Закона 131-ФЗ предусмотрена возможность установления уставом муниципального образования такого основания досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, как нарушение срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Дополнены основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования – изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона. Внесены изменения в статью 37 Закона «Местная администрация», регулирующую правоотношения с главой местной администрации, работающим по контракту. Закон дополнен положением о том, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Этот контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке.

О системе муниципальных правовых актов

Внесены изменения в положения, регулирующие «Систему муниципальных правовых актов». На этом хочу остановиться подробнее.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает:

  • решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования,
  • решение об удалении главы муниципального образования в отставку,
  • решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает:

  • постановления и  распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования,
  • или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации,
  • постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ,
  • а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.
  • Председатель предста­ви­тельного органа муниципального образования:
  • издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования,
  • подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

Глава местной администрации издает:

  • постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
  • распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

О вступлении в силу изменений в уставе

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ часть 1 статьи «Порядок принятия, регистрации устава, внесения в него изменений» уставов дополнить предложением следующего содержания: «Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами.» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении их в устав.

Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

О поддержке некоммерческих организаций

Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» также внесены изменения в 131-ФЗ. В связи с чем необходимо дополнить статьи уставов, регулирующие вопросы местного значения поселений и городских округов, положением об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». А в уставы муниципальных районов – положения об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям благотворительной деятельности и добровольчеству.

Предлагаю активизировать работу по приведению своих уставов в соответствие с федеральным законодательством. Ведь у нас еще более 40 муниципальных образований еще с начала 2008 года не отреагировали на изменения федерального законодательства, а ведь 131-й Закон изменяется, как вы знаете, по нескольку раз в год.

Автор: Подготовила Светлана БАЛТОВА
19

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию