19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 24.06.2010

Искусство красивых платьев

Фотограф: Архив Людмилы Самохиной

Именно платья когда-то составляли основу гардероба женщины

Невозможно понять, как женщины 50-х годов прошлого века умудрялись быть такими элегантными. По крайней мере, на фотографиях. То есть ясно, что не каждый день советская женщина наряжалась в пестрое крепдешиновое платье с двойными рукавами-клеш и оборками 
по вырезу и подолу. На рабочую смену или службу в совучреждение она шагала в чем-то сереньком, холстинковом или неброско ситцевом. Но все-таки в чем тут дело? Может быть, в платьях? 

В искусстве их пошива, ныне, похоже, утраченном окончательно.

У многих современных девушек и женщин в шкафу платьев нет совсем, а у некоторых не встретишь и юбки. Только джинсы, брюки, бриджи, шорты и прочие вариации на тему мужской одежды. Это удобно, практично, иногда красиво и, безусловно, современно. Но для женщин 50-х годов непостижимо.

Как же они хотели быть красивыми! После войны, после всех перенесенных страданий, лишений и испытаний они тянулись к новой, обязательно прекрасной жизни и для этого шили платья.

Считается, что тягу послевоенных женщин к красоте первым почувствовал французский модельер Кристиан Диор, представивший в 1947 году коллекцию «New look» («Новый взгляд»). За этот новый взгляд его очень шпыняла коллега по цеху Габриэла Шанель, всю свою жизнь положившая на раскрепощение женщины от лифов, корсетов и мужчин. Но время ее «маленького черного платья» и костюмчика в куриную лапку придет позже. А пока Кристиан Диор явил миру новый образ женщины – фею с изящной головкой, покатыми плечами, большой высокой грудью, осиной талией и пышными округлыми бедрами. Понятно, что далеко не каждая леди обладала подобными формами. Не беда, говорил ей маэстро Диор, в моих платьях ты станешь именно такой. Наряды от Диора – с пышными юбками длиной по щиколотку, изящными лифами, затянутыми талиями – соответствовали своему времени. После войны хотелось праздника, бурной личной жизни, что было непросто – множество мужчин не вернулось с фронта. Острая конкуренция требовала яркого оперения, чтобы выделиться из общей массы. Платья Диора родились точно в свое время и на десятилетие с лишним стали необычайно востребованными.

В Советский Союз мода пришла, как водится, со значительным опозданием. Ее первым носителем стала, видимо, Людмила Гурченко, блеснувшая в дебютной роли Леночки Крыловой в цветной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» 1956 года выпуска. Белое платье с черными отметинами, в котором она поет песню про пять минут, – именно диоровское. Оно и остальные наряды работницы клуба поразили советских женщин, заставили радикально пересмотреть свой гардероб, перетряхнуть и обновить его. Мало кто боялся быть точной копией Леночки Крыловой – мода!

На следующий год в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, подкрепивший модные веяния, а еще спустя год в СССР приехал сам мсье Диор с коллекцией моделей. Но до широких народных масс на бескрайних просторах страны победившего социализма его коллекция, конечно, не дошла. Что могли увидеть наши женщины из событий столичной жизни? Крошечный сюжетик в хронике новостей перед сеансом в кинотеатре? Картинку в журнале «Огонек»? Смешно. Главным источником модной информации у наших мам и бабушек были кинофильмы, в которых блистали иконы стиля – Любовь Орлова, Татьяна Окуневская, Людмила Целиковская, Татьяна Пилецкая да черно-белые вкладки в журнале «Работница». Из этих невзрачных листочков черпались свежие идеи, которые по мере умения и финансовых возможностей модницы претворяли в жизнь. Ткани, которые женщины покупали в магазинах, теперь не найдешь ни за какие деньги. Батист, кисея, крепдешин, креп-жоржет, креп-сатин, мадаполам, муслин, поплин, тафта… Обязательно ситец, сатин и штапель – самые популярные ткани для массовой одежды. Выходную одежду полагалось шить из тонкой шерсти, бархата, панбархата, парчи.

Шитье было самым узким местом в производстве нарядов. В Советском Союзе текстильная промышленность работала гораздо лучше, чем швейная. Поэтому многие женщины старались научиться шить, чтобы самостоятельно превращать отрезы тканей в туалеты. Огромной популярностью пользовались курсы кройки и шитья. Курсисток учили не только самому шитью, но также конструированию одежды и ее крою. Это была очень хитрая наука. Ни о какой простоте речи не шло, она придет позже, в минималистские 60-е и 70-е годы. Середина прошлого века – время сложных фасонов, вставных бочков, подкройных кокеток и рукавов кимоно.

Одним из немногих мест в городе Калинине, где преподавали науку кройки и шитья, был гарнизонный Дом офицеров. Большой удачей считалось попасть в ученицы к портнихе и закройщице Одульской, имя ее, к сожалению, забыто, хорошо, что сохранилась фотография. Г-жа Одульская была, безусловно, очень талантливым человеком. Своих «девочек», как называли всех учениц без различия их возраста, она сумела научить не просто кроить и шить, но и делать это с учетом особенностей внешности. «Чтобы платье полнило, – внушала учительница, – перетяните его широким поясом и густо соберите лиф. Если у вас талии нет, не думайте, что, туго затянув пояс, вы создадите ее себе». Для большинства ее учениц эти слова являлись абсолютным откровением. При слишком большом бюсте Одульская советовала отказаться от драпировок и вытягивать фигуру продольными швами и продолговатым умеренным декольте. Обладательницам полных бедер она рекомендовала отвлекать внимание от низа интересными деталями верха – широким воротником, короткими рукавами, отделкой на плечах. Вариант – носить свободный жакет, который непременно сделает линии одежды изящными. Наука была сложная и поддавалась не сразу, требовались время, опыт и терпение.

Одульская умела шить сложнейшие модели. Сохранился рабочий альбом одной из ее учениц, который принесла в редакцию ее дочь Людмила. Начинающие портнихи под руководством своей учительницы шили, например, платье с фигурной кокеткой, скроенной вместе с воротником, платье с рукавом реглан и защипами на груди и двойной встречной складкой на юбке, платье с подрезом по линии бедра, сарафан с накидкой-болеро. Для них не было тайн в пошиве кимоно с отрезным бочком или платья с рельефами. Они шили юбки в складку, школьные платья и фартуки для своих дочерей, костюмчики для сыновей и кальсоны для мужей. Одульская научила своих девочек шить бюстгальтеры, пижамы и изящные домашние фартуки. Ее ученицам были не страшны любые изгибы и перегибы советской власти, потому что, имея на руках несколько метров сатина или фланели, они могли одеться со вкусом на любой случай. 

На фотографии запечатлен выпуск одной из групп курсов кройки и шитья Дома офицеров. В центре с цветами – сама Одульская. Все женщины одеты в собственноручно сшитые платья. 
Автор: Марина ШАНДАРОВА
77

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию