19 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.06.2010

Маленькая Москва в тверской провинции

Фотограф: Руслан ПОПОВ

Завидовский храмовый комплекс очень напоминает Московский Кремль

 Музей истории одного села   

Есть в Тверской области село с особенной, завидной судьбой – Завидово. В течение столетий оно оказалось тесно связанным с судьбами государства. Здесь соединились история церковной и светской власти. Мимо Завидова проезжали, его навещали иерархи, члены императорского дома, государственные деятели. Митрополит Филарет Дроздов принимал личное участие в реконструкции храма, Александр Радищев посвятил ему одну из глав «Путешествия из Петербурга в Москву». Странные предания связаны с пребыванием в Завидове Патриарха Никона, отдыхала здесь Екатерина II… Позже в Завидовское охотхозяйство привозили зарубежных гостей, в том числе лидеров компартий, оно было и остается любимым местом отдыха руководителей страны.

Очевидно, что популярность села объясняется его местоположением – оно находится на дороге, связывающей обе столицы. Но особую привлекательность приобрело оно в последнее время. Всякого нового человека, оказавшегося здесь, поразит вид красивейшего церковного комплекса, привычный скорее для монастыря, чем для обычного приходского храма. И еще, несомненно, удивит музей истории храмового комплекса села Завидова, один из первых церковных музеев России, на создание которого в одно из своих посещений села дал благословение Патриарх Алексий. 
Музей был основан 12 июня 2006 года и числом посещений может соперничать со многими провинциальными музеями. Основателем и главным консультантом стал настоятель храма протоиерей Валерий Ильин. Уроженец села, он с самого дет­ства собирал старинные предметы, связанные с  родиной, и ядро экспозиции составляет его личная коллекция. Помогли музею и местные жители, особенно в том, что касается старых документов. Также помогал в восстановлении храма, участвует в его жизни и теперь прото­иерей Петр Дубяго. Он служит в Твери настоятелем  храма Рождества Христова, что в Рыбаках, но по судьбе чувствует себя причастным к Завидову. И экскурсию по музею ведет для нас он.  

Храм как доминанта

Храмовый комплекс является  архитектурной и жизненной доминантой села Завидово. Здесь все началось с него и им продолжается. 

В 1582 году после убийства своего сына царь Иван IV передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований Архангельскому собору Москов­ского Кремля в числе прочих подарков – церкви села Завидова с 65 деревнями, 17 пустошами и двумя займищами в Клин­ском уезде. О чем свидетельствует копия (оригинал хранится в Российской государственной библиотеке) фрагмента жалованной грамоты великого князя Ивана Васильевича. Настоятель Архангельского собора епископ Арсений Элласонский приехал в Завидово и в 1623 году начал строительство Успенской церкви. Здешний храмовый комплекс очень напоминает Московский Кремль: такая Москва в миниатюре – и Успенский, и Троицкий храм, и колокольня, подобно колокольне Ивана Великого, также стоит отдельно.

Впечатляет собрание богослужебных рукописных и печатных книг XVI–XVII веков. Среди прочего здесь можно увидеть «Ирмологион нотного пения» – нотные богослужебные книги русской старообрядческой церкви. Широко представлена коллекция предметов церковного быта XVI–XVII – здесь крестильный ящик, кадильница, дьяконское облачение, водосвятная чаша, нагрудные кресты, потир и складни, иконы и сосуды. 

– Село Завидово находилось на тракте Москва–Новгород, –  поясняет отец Петр. – Здесь меняли лошадей, путники заходили в храм – и село росло. Оно стало процветать, когда оказалось на пути из старой столицы в новую – в XVIII веке 

Петр I основал Санкт-Петербург. В 1781 году началось строительство Троицкого храма. На макете можно увидеть весь комплекс:  в XIX он сформировался полностью – были возведены надвратная колокольня, часовня и сторожка. 

Протоиерей Петр Дубяго рассказал, что в 1826 году через Завидово проследовала траурная процессия с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I. Специально сооруженный балдахин, под которым находилось тело императора, остался в Завидове, в Троицком храме, а траурная процессия двинулась дальше. В советские времена  Троицкий храм был разрушен, но многие церковные святыни и старинные предметы верующие спасли и перенесли в Успенский храм. Был спрятан и этот балдахин – в алтарной части Михайловского придела. Сделанный из дерева, золоченый, на четырех колоннах, он увенчан большой резной короной, рядом размещена памятная надпись: «Под сей сению стояло тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I 8 дня февраля 1826 года». В музее можно увидеть его фотографию, а сам балдахин по-прежнему хранится в храме.

После постройки Николаевской железной дороги члены императорского дома перестали пользоваться Петербургским трактом, в Завидове уже не останавливались. Экспозицию дореволюционного отдела завершают вещи крестьянского быта – костюмы, обувь, домашняя утварь, полотенца, предметы для прядения, ткачества, торговли.

Елочные игрушки под куполом церкви

В годы советской власти колокольня была разрушена, Троицкий храм стал зернохранилищем, но Успенский храм продолжал действовать. В музее выставлены подлинные документы: вот запрет на колокольный звон,  вот датированное 1922 годом заявление общины Успенской церкви: «Настоящим община просит разрешения сделать собрание членов общины в воскресенье 13 марта в церковной сторожке после обедни для нужд, касающихся членов общины».

– В Завидове был организован колхоз, – продолжает экскурсию отец Петр, – и однажды, чтобы показать  всей округе преимущества нового порядка, председателю было поручено провести праздничную демонстрацию крестьян. Всех жителей села, имевших лошадей, обязали явиться утром с подводами, чтобы проехать по району торжественной колонной. Однако завидовцы предпочли пойти утром в храм. Священников Николая Дмитрова и Григория Раевского, которые служили тогда в Завидове, назвали врагами новой власти, обвинили в контрреволюции и арестовали. Григорий Раевский был отправлен на строительство Беломорканала. Когда он вышел на свободу, его снова забрали и расстреляли.  Похожая судьба была и у Николая Дмитрова – его казнили в 1938 году. Место их захоронения неизвестно. Оба завидовских священника были канонизированы Русской Православной Церковью.

Страницы бухгалтерской книги времен Великой Отечественной войны рассказывают о том, как церковь помогала армии, сколько жертвовала на фронт. 

В послевоенное время в Троицкой церкви был устроен стеклодувный цех по изготовлению елочных игрушек, экспонаты – стеклянные шары и снегурочки – изготовлялись там. 

В 1950-е годы храм решили закрыть, священнику не дали регистрацию. Тогда церковь управлялась «двадцаткой» – советом из двадцати человек, который утверждался райисполкомом. Три с половиной года церковь была без священника, но ключи находились у верующих людей – они открывали церковь, совершали службы. Все это время прихожане обращались с просьбой вернуть в храм священника. Они собрали около трех тысяч подписей, а потом – великая дерзость! – решили написать письмо Хрущеву в Кремль. 

– Письмо это дошло до адресата, – говорит протоиерей Дубяго, – и произошло на редкость удивительное событие:  сверху поступила такая  резолюция: бюрократических действий не чинить, а храм оставить таким, каким он был. Прислали священника, церковь осталась невредимой, ничего расхищено не было. 

Отдельная экспозиция посвящена предшественнику нынешнего архиепископа Тверского и Кашинского – покойному митрополиту Алексию (Коноплеву). Он прошел войну, похоронен в Завидове, и весь его архив хранится здесь. 

На стендах в музее – фотографии руководителей разных рангов, в том числе высоких, которые приезжали в Завидово и помогали восстановлению храмового комплекса.

…Отец Петр говорит интересно, приводит даты, цитаты, истории из жизни села. Настроение меняется сразу после вопроса: чем живет поселок сейчас? 

– Не живет – выживает. Газ в Завидово пришел пока по одну сторону села. Раньше здесь была фабрика, теперь ее  нет, и здешние жители ездят работать кто в Клин, кто в Москву. Но все-таки духовная жизнь возрождается, и вера наша не погибла – постепенно приходит она в души человеческие. Здесь, в Завидове, история не умирает, и, значит, жизнь не уйдет. 
Автор: Мария СПИРИДОНОВА
13

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость