24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 17.06.2010

Игорь Ларионов из Березайки Бологовского района начал снимать фильмы

Он вдруг понял, что лет 20 занимался совершенно не тем. И вспомнил свою киношную профессию.

Он вдруг понял, что лет 20 занимался совершенно не тем. И вспомнил свою киношную профессию.

Его встряхнули однокурсники, когда приехали лет 8-9 назад в Березайку и заставили его вспомнить свою профессию. Друзья дали ему шанс и сделали все, чтобы он его больше не потерял. Та встреча, действительно, оказалась судьбоносной. Началось постепенное возвращение в кино, о чем Игорь не пожалел ни разу.

- Почему так поздно пришел в кино? Видимо, мое время только пришло. Нужно было время, уединение, чтобы осознать какие-то ценности, обобщить накопленный опыт. Я почувствовал, что если еще немножечко потяну, просто не смогу вернуться в профессию.

Сейчас кино для Игоря Ларионова – это воздух, кислород. Он вправе сказать о своих работах, что его фильмы родом отсюда, из Березайки, где он живет со своей семьей уже 20 лет. Здесь он рубит дома от первого колышка и до крыши, по-крестьянски ворочает шестиметровые бревна. Здесь нашел он место и профессию, где в ладу с самим собой.

Он выложился на своем первом фильме «Айнеболит», как считает он сам, сделал по максимуму. И удалось самое главное, практически нереальное – удивить профессионалов. Он удивил. Первый его фильм попал на международный кинофестиваль и был назван в числе лучших. А спустя какое-то время продюсер предоставил ему возможность доработать фильм, который стал продолжительнее на 13 минут. По мнению автора, в нем стало еще больше воздуха и меньше слов. С фильмом «Айнеболит» Игорь Ларионов участвовал в XIX Международном Кинофоруме, который проходил в рамках Славянского форума искусств с 26 мая по 2 июня в Москве.

К зрителю идет новый фильм

Я встретилась с кинорежиссером Игорем Ларионовым, когда он еще не отошел от своего второго фильма «Валентин Распутин. Уроки.». Работа закончена совсем недавно. У фильма все еще впереди.

Как у каждого фильма, у него есть своя предыстория. Автору вспомнилось, что в юности в школе изучали классиков, в основном, ушедших из жизни. Валентин Распутин, чье творчество всегда было близко автору, – живой классик. В школе изучают три его произведения: повести «Прощание с Матерой», «Живи и помни» и рассказ «Уроки французского». Возникло желание сделать для школы фильм о Валентине Распутине и создать эффект присутствия писателя - задать ему вопросы и на них получить ответы.

Кинокомпания «Мастер-Фильм» (Москва), с которой сотрудничает автор, пошла ему навстречу. Естественно, ему поставили условия. Хотите на Ангару, хотите снимать? Оператора не дадим, звукорежиссера не дадим. Езжай сам по себе. Игорь собрался на Ангару, к Распутину. Но встретиться с писателем оказалось не так просто - к нему невозможно было пробиться. Кого только ни пришлось подключить в Москве, чтобы договориться о встрече. Журналистов, работников министерства - безрезультатно. Не сразу И. Ларионов узнал, в чем дело. Оказалось, что два года назад, в авиакатастрофе под Иркутском, разбилась его единственная дочь. Писатель ушел от людей. Он до сих пор в шоке, ни с кем не общается. Автору будущего фильма пришлось преодолеть огромные трудности.

Пригодились и рюкзак, и плащ-палатка. В сентябре 2009 года он пробыл в Иркутске неделю, встречался с писателем.

От задумки фильма до ее реализации прошло немало времени: год ушел на оформление документов, полгода - на съемку.

А потом на телевизионные экраны вышел сериал о школе. И получилось так, что фильм Игоря Ларионова вышел вовремя. В сериале «Школа» - свое отношение к школе, у березайского кинодокументалиста - совсем другое.

Автор очень хорошо знает сельскую школу, конкретно, березайскую, и очень ей благодарен. После окончания школы его старшая дочь Елизавета легко поступила в Московский городской педагогический университет и хорошо там учится. Учителем английского языка в школе работает жена Марина Сергеевна. Школьниками являются дочь Варвара и сын Илья.

И это обычная провинциальная школа. По мнению автора, наши сельские учителя трудятся с огромной самоотдачей. Это не могли не заметить монтажеры и звукооператоры, когда работали над монтажом фильма. Они смотрели его с таким удовольствием и все восхищались: « У вас такие уроки!»

И хотя фильм еще официально не вышел, как говорит его автор, это всего лишь формальности. Главное, что он уже идет к зрителю.

Я увидела фильм «Валентин Распутин. Уроки» на встрече автора фильма Игоря Михайловича Ларионова с учащимися 12-й школы в городском музее.

Уроки доброты

В фильме – два урока по произведениям Валентина Распутина. А начинается фильм с урока, который проводился в 5 классе Березайской школы. Тема его - образ учителя в рассказе В. Распутина «Уроки французского».

Учитель, каким он должен быть? Ребята смотрят на портрет учительницы, ищут его описание в тексте. Екатерина Викторовна Назарова, учитель, рассказывает, что прототипом учительницы в произведении была Лидия Михайловна Молотова, настоящая учительница Валентина Распутина. А потом с экрана писатель делится воспоминаниями с березайскими ребятишками о том, что Лидия Михайловна для всех своих учеников была второй мамой. Помогала им, чем могла. Хотя, по словам писателя, не играла с ними на деньги. Это вымысел, который присутствует в рассказе. Но то, что точно было в действительности – она помогала Валентину преодолевать трудности, которые были у него тогда. И эти, на первый взгляд, странные, но искренние и честные отношения подростка и взрослого человека остались в его памяти на всю жизнь. Потом они неожиданно потеряли друг друга. Лидия Михайловна вышла замуж и уехала. Это было совершенно естественно. И только спустя много лет, когда она жила и работала за границей, однажды в магазине, на обложке книги, увидела знакомую фамилию. Ей показалось, что это фамилия ее ученика. Открыла книгу и нашла рассказ «Уроки французского». Купила эту книгу, прочитала. А потом прислала ее своему ученику, с искренней радостью отозвавшись из прошедших лет. С неподдельной грустью в голосе писатель заметил, что сейчас Лидия Михайловна тяжело болеет. Разве смогут ребятишки забыть такие добрые личные воспоминания.

А еще Валентин Григорьевич рассказал ребятам, что посвятил этот рассказ не Лидии Михайловне, а совершенно другому, но тоже замечательному человеку, учителю - матери своего безвременно погибшего друга Александра Вампилова – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Чувствуется, писатель любит педагогов старшего поколения. Они были образцом высокой нравственности. Школа, работая с великой литературой, учила и учит нравственности, как самому главному, без чего не может быть человека. В этом, по мнению писателя, и есть величие школы.

Мы не будем ругать Настену

Второй урок, который показан в фильме, - это урок литературы по повести В. Распутина «Живи и помни», проведенный в 10-м классе 1-й городской школы учителем Аллой Владимировной Мищенко. И здесь шел очень искренний и доверительный разговор учителя и учеников. О морали и совестливости, чести и нравственности.

Время от времени в разговор «вступал» писатель. Он рассказывал об истории создания произведения, о характерах героев. Комментарий писателя о произведении был великолепен. Сработал и эффект присутствия классика. Учитель грамотно вел работу с текстом, помогая ребятам составить авторскую характеристику героев.

Настена «любила своего мужа и принимала его таким, какой он есть». «У Настены был характер настоящей матери». «Она осталась без родителей, поэтому была очень благодарна Андрею за то, что он не оставил ее одну». «Каждый мог облаять Настену».

Андрея учащиеся характеризовали как грубого, занозистого. Он все время корил Настену, что у них не было детей.

И учитель была согласна с ребятами, что много горя выпало на долю Настены. Она терпела все, что с ней происходит. Терпела или все-таки любила своего мужа? А самое главное, почему она его спасла? Как же определила, что в деревне, в бане, побывал не кто-то чужой, а ее Андрей. Ведь сердце говорило: это невозможно, он на фронте.

Учащиеся размышляют:

- Она думала, что лучше бы это был оборотень, а не Андрей. Потому что она считала, что это неправильно, что он вернулся раньше положенного срока.

- Если бы Андрей был на фронте, то она чувствовала бы то, что и все русские женщины. А так она узнала, что Андрей совершил преступление, стал дезертиром. Она боялась всеобщего презрения.

- С одной стороны, прекрасный разведчик, надежный товарищ. С другой стороны, человек, который проявляет трусость.

В дискуссию вступают все, равнодушных нет. Девочки, понятно, переживают за Настену. И мальчишки, в основном, тоже за нее.

А учитель и писатель ведут дальше.

В жизни Настены происходит самое лучезарное, невозможное счастье – она узнает, что у нее будет ребенок. Что делать ей с этим счастьем? Ведь отец ребенка - волк, который должен скитаться. Он никогда не сможет выйти к людям. Иначе - смерть.

И старшеклассники пытаются понять героев:

- Для меня, например, было бы важно - признают моего ребенка или нет. Это очень важно. Каково жить маленькому ребенку без любви.

- У Настены в голове два образа Андрея. Тот, который до войны, и тот, каким он стал после.

- Ничего себе – образ. Грубый, пускает в ход кулаки. Не один раз ее бил. Я бы сама не стала жить с таким человеком.

- Настена жертвует собой ради того, чтобы он мог элементарно жить. А Андрей готов ее убить, если она расскажет о нем людям.

Распутин говорит ребятам, что его героиня осознает, что совершает преступление. Но она понимает и то, как важно поддержать мужа, поэтому по-человечески она не может его предать. Тем более, отца своего будущего ребенка. И ни совесть, ничего не волнует ее. Но и смириться с предательством она тоже не может.

Учитель говорит, что Распутин вызывает у читателей чувство симпатии к женщине, которая решается на самое страшное преступление – она убивает своего ребенка, который еще не родился. Она гневит Бога.

А старшеклассницы пытаются защитить Настену, отстоять ее право выбора.

- Но ведь таким образом она говорит: лучше, чтобы он не увидел света белого и не увидел бы этого позора.

По мнению учителя, весь трагизм в характере русской женщины. Настолько она предана любимому человеку.

- Я не буду ругать Настену, - говорит учитель. Ее жаль. Трагична судьба многих русских женщин, которые остались одни после войны и готовы были растратить свою любовь, но было не на кого.

По словам писателя, ему был нужен именно такой тип женщины, как Настена. В деревне таких было немало. Но это женщина будет до конца держаться за своего мужа и до конца ему помогать… …Урок пролетел на одном дыхании. Это потом ребята скажут, что произведение В.Распутина их удивило. Рассказало о многом и многому научило. Девчонки удивились, как это Настена обливается в этом возрасте ледяной водой из колодца и при этом счастлива и здорова. А еще узнали о том, на что способны русские женщины. Удивила и десятиклассница Анастасия Клевцова, которая сказала мне, что все, о чем говорилось на уроке, она запомнила слово в слово. И еще ребята жалели, что в фильм не вошло многое из того, что было на уроке, - осталось за кадром. А были, по их словам, настоящие дебаты, и молчунов не было. Книга затронула всех, заставила задуматься о смысле жизни.

Бесспорно, без сомнения, этот урок ребята запомнят на всю жизнь. К писателю, создавшему это произведение, старшеклассники оказались гораздо ближе, чем при общении с книгой.

- Я слушала писателя, и мне казалось, что я с ним знакома.

- Он был как будто совсем рядом.

- Мы узнали его душу в этом произведении и поверили ему. А еще, я думаю, ребята поняли, как сложно оказаться в ситуации, связанной с испытанием, выбором, смертью. Каждый вправе поступать так, как разрешает ему его совесть. Но, поставленный в ситуацию выбора, человек должен помнить, что за свои поступки нужно нести ответственность. Поэтому очень важно – сделать правильный выбор.

Аплодисменты в награду

Эпизоды школьного урока сменились изображением деревенской избы со всей ее незамысловатой утварью. Старая женщина, видно, что одинокая (по годам, это ровесница Настены, березайская тетя Маша с Агафоницы), после скачивания (обливания зимой, на улице, ледяной водой из колодца) наливает себе, как она говорит, «портяночку». Возможно, такой была бы героиня повести В.Распутина лет через 50-60, если бы осталась жива.

А еще в фильме были немудреные по своей сути деревенские праздники... Языческая, бунтарская Масленица с хороводами, песнями и сжиганием чучела Зимы. И День Победы в поселке - с митингом у обелиска, фронтовыми ста граммами и вальсирующими парами, участниками тех далеких событий. В фильме задействованы обычные реальные люди. Мелькают знакомые лица. Все убедительно и правдиво. Я нисколько не удивилась, когда по окончании фильма дети захлопали. Им трудно было найти нужные слова, но чувствовалось, что фильм попал в точку.

Автор был прав, предположив, что все его фильмы родом отсюда и что они будут жить здесь всегда. И их будут смотреть.

В его планах – Дон-Кихот из Волково

Когда я спросила Игоря Ларионова, каковы его творческие планы, он ответил коротко: снимать, снимать и снимать. Он уже начал работу над материалом о легендарном земляке, ветеране-легкоатлете из Березайки – Анатолии Николаевиче Романове. Рабочее название будущего фильма - «Дон-Кихот из Волково». Пока его с этим фильмом не запустили, но материал уже накапливается. Был рядом со спортсменом на Чемпионате России в Москве. На Европу поехать не получилось. Может быть, поедет с ним в июле в Венгрию на Чемпионат мира.

Романова он считает человеком уникальным. Как и место, где он живет. И вот какая получается закономерность. Валентин Распутин с 1937 года. Анатолий Романов с 1937 года. Отец Игоря Ларионова тоже с этого года. «Мой отец, - рассказывает Игорь, - постояв 5-10 минут на ногах, устает и садится на коленки, так и работает. А Романов в этом возрасте прыгает с шестом 2 метра 60 сантиметров. Независимо от того, когда меня запустят, я обязательно сделаю этот фильм».

Березайка с любовью и благодарностью

Выставку фотографий, которая была представлена в мае в городском музее им. Н.И. Дубравицкого, Игорь готовил недолго, 2-3 года. Название выставки – «Березайка. С любовью и благодарностью» - это ответ его продюсеру, который очень долго удивлялся, почему Игорь Ларионов живет в Березайке. Как он сам считает, с фотографиями не мудрит, специально делает их непритязательными. И камерой снимает самой простенькой.

О нем, как о фотографе, долго говорили: «Его туманы завораживают». Просто в свое время много было снято туманов, люди их и запомнили. А потом появились новые идеи. Одна из них – отражения. Словно наяву, река, освободившаяся ото льда, наполняет грудь прохладой. А первая полынья на реке, в которой отражаются и небо, и деревья, - это сбросившая зимний холод душа. И везде-везде – игра света и тени и предощущение тепла. У одной из работ долго стояли две девчушки, переговаривались, спорили. Потом одна из них не выдержала и спросила у Игоря Михайловича: «Что это?» Удивил его ответ: «Я стою перед окном. Позади меня дверь, через которую пробивается луч». Не смогла удержаться и не спросить этого удивительно талантливого человека: в каждом ли человеке живет дух творчества? На мой вопрос Игорь Михайлович ответил так: «Когда патриарха Кирилла спросили: кто такие творческие люди? Он ответил: коллеги Бога. Соответственно, можно сделать вывод: кто с лукавым, а кто с Богом».

- А как бы вы словесно представили формулу творчества?

– Творчество – это тайна, божья тайна. А себя я считаю проводником этой тайны. Я всего лишь божий проводник. Не я придумал, я провел. Иначе, чем объяснить, что однажды что-то получается, а в другой раз, как ни стараешься, – ничего. Есть хорошее настроение – и с людьми прекрасно общаешься, и фотографии получаются шикарные. Бывает, с одной пленки сделаешь несколько шикарных снимков, а можно и за полгода ничего не снять… В октябре Игорю Михайловичу исполнится 50 лет. Он снимает кино, делает превосходные фотографии. Как сказал он в шутку, сам себе делает подарок. Значит, из Березайки, с любовью и благодарностью, придут новые и новые талантливые его работы.

Автор: Тверская Жизнь
106

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость