21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 15.06.2010

Музею истории села Завидово - 4 года

Фотограф: Руслан Попов

В течение столетий Завидово оказалось тесно связанным с судьбами государства. Здесь соединились история церковной и светской власти.

В течение столетий Завидово оказалось тесно связанным с судьбами государства. Здесь соединились история церковной и светской власти. Мимо Завидова проезжали, его навещали иерархи, члены императорского дома, государственные деятели. Митрополит Филарет Дроздов принимал личное участие в реконструкции храма, Александр Радищев посвятил ему одну из глав «Путешествия из Петербурга в Москву». Странные предания связаны с пребыванием в Завидове Патриарха Никона, отдыхала здесь Екатерина II. Позже в Завидовское охотхозяйство привозили зарубежных гостей, в том числе лидеров компартий, оно было и остается любимым местом отдыха руководителей страны. Очевидно, что популярность села объясняется его местоположением – оно находится на дороге, связывающей обе столицы. Но особую привлекательность приобрело оно в последнее время. Всякого нового человека, оказавшегося здесь, поразит красивейший церковный комплекс, привычный скорее для монастыря, чем для обычного приходского храма. И еще, несомненно, поразит музей истории храмового комплекса села Завидова, один из первых церковных музеев России, на создание которого в одно из своих посещений села дал благословение Патриарх Алексий. Музей был основан 12 июня 2006 года и количеством посещений может соперничать со многими провинциальными музеями. Основателем и главным консультантом стал настоятель храма протоиерей Валерий Ильин. Уроженец села, он с самого детства собирал старинные предметы, связанные с его родиной, и ядро экспозиции составляет его личная коллекция. Помогли музею и местные жители, особенно в том, что касается старых документов. Также помогал в восстановлении храма, участвует в его жизни и теперь протоиерей Петр Дубяго. Он служит в Твери настоятелем Христорождественского храма, что в Рыбаках, но по судьбе чувствует себя причастным к Завидову. И экскурсию по музею ведет он. Храм как доминанта История Завидова предстает, по сути, историей не столько самого села, сколько храмового комплекса, который является его архитектурной и жизненной доминантой. Здесь все началось с него и им продолжается. В 1582 году после убийства своего сына царь Иван IV передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований Архангельскому собору московского Кремля в числе прочих подарков – церкви села Завидова с 65 деревнями, 17 пустошами и двумя займищами в Клинском уезде. О чем свидетельствует копия (оригинал хранится в Румянцевской библиотеке) фрагмента жалованной грамоты великого князя Ивана Васильевича. Настоятель Архангельского собора епископ Арсений Элласонский приехал в Завидово и в 1623 году начал строительство Успенской церкви. Здешний храмовый комплекс очень напоминает московский кремль: такая Москва в миниатюре – и Успенский, и Троицкий храм, и колокольня, подобно колокольне Ивана Великого, также стоит отдельно. Впечатляет собрание богослужебных рукописных и печатных книг XVI-XVII веков. Среди прочего здесь можно увидеть «Ирмологион нотного пения» – нотные богослужебные книги, используемые русской старообрядческой церковью. Широко представлена коллекция предметов церковного быта XVI-XVII – здесь крестильный ящик, кадильница, дьяконское облачение, водосвятная чаша, нагрудные кресты, потир и складни, иконы и сосуды. – Село Завидово находилось на тракте Москва–Новгород, – здесь меняли лошадей, путники заходили в храм – и село росло. Оно стало процветать, когда оказалось на пути из старой столицы в новую – в XVIII веке Петр I основал Санкт-Петербург. В 1781 году началось строительство Троицкого храма. На макете можно увидеть весь комплекс: в XIX он сформировался полностью – были возведены надвратная колокольня, часовня и сторожка. Протоирей Петр Дубяго рассказал, что в 1826 году через Завидово проследовала траурная процессия с останками скончавшегося в Таганроге императора Александра I. Специально сооруженный балдахин, в котором находилось тело императора, остался в Завидове, в Троицком храме, а траурная процессия поехала дальше. В советские времена Троицкий храм был разрушен, но многие церковные святыни и старинные предметы верующие спасли и перенесли в Успенский храм. Был спрятан и этот балдахин – в алтарной части Михайловского придела. Сделанный из дерева, золоченый, на четырех колоннах, он увенчан большой резной короной, рядом размещена памятная надпись: «Под сей сению стояло тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I 8 дня февраля 1826 года». В музее можно увидеть его фотографию, а сам балдахин по-прежнему хранится в храме. После постройки Николаевской железной дороги члены императорского дома перестали пользоваться Петербургским трактом, в Завидове уже не останавливались. Экспозицию дореволюционного отдела завершает вещи крестьянского быта – костюмы, обувь, домашняя утварь, полотенца, предметы для прядения, ткачества, торговли. Елочные игрушки под куполом церкви В годы советской власти колокольня была разрушена, Троицкий храм стал зернохранилищем, но Успенский храм продолжал действовать. В музее выставлены подлинные документы: вот запрет на колокольный звон, вот датированное 1922 годом заявление общины Успенской церкви: «Настоящим община просит разрешения сделать собрание членов общины в воскресенье 13 марта в церковной сторожке после обедни для нужд, касающихся членов общины». – В Завидове был организован колхоз, – продолжает экскурсию отец Петр, – и однажды, чтобы показать по всей округе преимущества нового порядка, председателю было поручено провести праздничную демонстрацию крестьян. Всех жителей села, имевших лошадей, обязали явиться утром с подводами, чтобы проехать по району торжественной колонной. Однако завидовцы предпочли пойти утром в храм. Священников Николая Дмитрова и Григория Раевского, которые служили тогда в Завидове, назвали врагами новой власти, обвинили в контрреволюции и арестовали. Григорий Раевский был отправлен на строительство Беломорканала. Когда он вышел на свободу, его снова забрали и расстреляли. Похожая судьба была и у Николая Дмитрова – его казнили в 1938 году. Место их захоронения неизвестно. Оба завидовских священника были канонизированы русской православной церковью. Страницы бухгалтерской книги времен Великой Отечественной войны рассказывают о том, как церковь помогала армии, сколько жертвовала на фронт. В послевоенное время в Троицкой церкви был устроен стеклодувный цех по изготовлению елочных игрушек, экспонаты – стеклянные шары и снегурочки – изготовлялись там. В 1950-е годы храм решили закрыть, священнику не дали регистрацию. Тогда церковь управлялась «двадцаткой» – советом из двадцати человек, который избирался райисполкомом. Три с половиной года церковь была без священника, но ключи находились у верующих людей – они открывали церковь, совершали службы. Все это время прихожане обращались с просьбой вернуть в храм священника. Они собрали около трех тысяч подписей, а потом – великая дерзость! – решили написать письмо Хрущеву в Кремль. – Письмо это дошло до адресата, – говорит протоиерей Дубяго, – и произошло на редкость удивительное событие: сверху поступила такая – резолюция бюрократических действий не чинить, а храм оставить таким, каким он был. Прислали священника, церковь осталась невредимой, ничего расхищено не было. Отдельная экспозиция посвящена предшественнику нынешнего архиепископа Тверского и Кашинского – покойному митрополиту Алексию (Коноплеву). Он прошел войну, похоронен в Завидове, и весь его архив хранится здесь. На стендах в музее – фотографии руководителей разных рангов, в том числе высоких, которые приезжали в Завидово и помогали восстановлению храмового комплекса. Отец Петр говорит интересно, приводит даты, цитаты, истории из жизни села. Настроение меняется сразу после вопроса: чем живет поселок сейчас? – Фактически не живет, – отвечает он, – разваливается, как и все остальные. Местные власти не заинтересованы – газ в Завидово пришел только на одну сторону. Раньше здесь была фабрика, теперь ее развалили, и здешние жители ездят работать кто в Клин, кто в Москву. Но все-таки духовная жизнь возрождается, и вера наша не погибла – постепенно приходит она в души человеческие. Здесь, в Завидове, история не умирает и, значит, жизнь не уйдет. Это особое место, оно избрано Богом, и охраняет его Пресвятая Богородица.
Оператор: Руслан Попов
Автор: Мария Спиридонова
367

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Завтра в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость