25 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование10.06.2010

Общаемся с ребенком правильно

Урок 4. «А если не хочет?» Можно ли изменить отношения в семье, если они зашли в тупик? Да!

 Сегодня мы продолжаем знакомить читателей «Тверской Жизни» с одной из американских методик, которая направлена на улучшение отношений в семье с помощью эффективного общения. Эту методику адаптировала к российским реалиям профессор Московского государственного университета, ученый и педагог Юлия Гиппенрейтер. 

Может, но не делает. Тон и руководящие указания

Совместные занятия – настолько важная тема, что ей мы посвящаем еще один урок. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегать.
Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но все это он упорно не делает!
«Как быть в таких случаях? – спрашивают родители. – Опять делать это вместе с ним?»
Может быть, нет, а может быть, да. Все зависит от причин «непослушания» вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужны ваши участие, моральная поддержка.
 
Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! 
Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это, может быть, проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним.
 
Одна девочка-подросток призналась как-то в беседе с психологом: 
 
«Я бы уж давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда родители подумают, что победили меня». 
 
Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то «способ», и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон – самое главное условие успеха, и, если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.
 
«Руководящие указания», наверное, где-то и нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком: дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».
 
Есть один ценный способ, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с открытием академика Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями. Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.
 
Заметьте, подобные средства – это уже не слова взрослого, а их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.
 

Кто садится в поезд? Как направить лодку по течению

 
Есть еще одна очень частая причина конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит – не сердится, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.
 
В таких случаях вспоминается анекдот. Отходит поезд. По перрону бежит группа людей. Еле-еле догоняют последний вагон, вскакивают на подножку, им кидают вдогонку вещи, поезд уходит. Оставшиеся на перроне начинают хохотать. «Чему вы смеетесь?» – спрашивают их. «Так ведь уехали наши провожающие!»
 
Согласитесь, родители, которые готовят уроки за своих детей или «поступают» вместе с ними в престижную школу, очень похожи на таких горе-провожающих. В своем эмоциональном порыве они забывают, что ехать-то не им, а ребенку. И тогда тот чаще всего «остается на перроне».
Родители, которые слишком много делают за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: ведь приходится все время тащить лодку против течения! А дети в таких случаях борются за право желать и получать то, в чем они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребенок с тем же упорством начинает заниматься «неправильными», неважно чем, лишь бы своим и пусть даже «наоборот». Получается парадокс: своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.
 

 

Автор: Ольга УЛУСНОВА
17

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Масленицу в Тверской области около 5 тысяч рыбаков ловят автомобиль
Любители подледного лова из разных регионов России приехали в Верхневолжье, где стартовал 9-й этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». В этом году он юбилейный, пятый по счету. Главным призом для победителя станет автомобиль. Его получит участник соревнования, на удочку которого попадется самая большая рыба.
25.02.201714:07
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию