23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 04.06.2010

Кто скорректирует общество?

Фотограф: Мария СПИРИДОНОВА

В коррекционных школах дети – особенные

Так емко, неопределенно, необидно с недавнего времени называют всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для имеющих особенности в развитии интеллекта работает коррекционная школа 8-го вида на «Пролетарке».

Но для начала определимся, что же это за вид такой. Детей с ограниченными возможностями здоровья обучают в коррекционных школах, которые делятся на восемь видов:1 – 2-й вид – для глухих и слабослышащих детей, 3 – 4-й – для слепых и слабослышащих, 5 – 6-й – с нарушениями опорно-двигательной системы, 7-й – с задержкой психического развития, 8-й – с нарушением интеллекта.

К девятому, как шутят педагоги, относятся все работающие в школе восьмого вида.

В школах для детей с задержкой психического развития школьная программа почти такая же, как и в обычной, но с упором на индивидуальный подход. В школах восьмого вида все значительно сложнее, и хотя педагог, конечно, работает по программе, он имеет право вернуться и начать сначала, если половина класса не усвоила темы. Свойственной массовой школе гонки и конвейера здесь нет, сам учебный процесс во многом зависит от возможностей детей. А возможности у всех, как и патологии, настолько разные, что найти двоих детей, равных по уровню развития, практически невозможно. Разнообразны и диагнозы: детский церебральный паралич, аутизм, эпилепсия, синдром Дауна. Тяжелые сами по себе, почти всегда они обременены еще и сопутствующими болезнями. И таких детей с каждым годом становится все больше. Всего в школе – 121 ребенок, из них 23 обучаются на дому, потому что не имеют возможности посещать школу. Есть почти не говорящие, есть колясочники.

И этим детям, состояние здоровья которых значительно тяжелее по сравнению с детдомовскими (восьмого вида), все-таки повезло – родители их не бросили, не спились, не сели в тюрьму. Именно поэтому некоторые из особенно тяжелых детей не попали в разряд необучаемых, не оказались в домах для психохроников.

Норматив и позитив

Следует сказать несколько слов о родителях детей этой школы. То, что все (или почти все) – очень хорошие родители, и так понятно. Стали такими после испытаний, забот и бесконечного тяжелого труда. Если верно, что каждый несет свой крест, то им почему-то достался особенно тяжелый. Но надо радоваться переменам, которые происходят с ребенком, надо сравнивать его с ним же, каким был раньше. Если мальчику-аутисту больно, когда на него смотрят, но через какое-то время он взял лицо своей учительницы в руки и повернул к себе – это большое достижение! Достижениями становятся события, на взгляд людей со стороны, совершенно незначительные, например, впервые сказанное новое слово.

Свою главную задачу все педагоги видят в том, чтобы развивать и адаптировать к жизни в обществе. Поэтому кроме занятий в школе они часто выводят детей на прогулки, на разные концерты. Их учат находить радость в жизни. Если детей воспитывать в позитиве, они смогут и пользу приносить, потому что с ответственностью относятся к порученному делу. Например, работа дворника – почему нет? Если мастер понимает, что за человек перед ним, только словами «Твой участок самый чистый, что бы я без тебя делал?» поддержит его. Таких людей ругать не надо – они сами будут стараться, если к ним хорошо относятся.

В вопросе социализации немаловажную роль играет… финансирование. Если в школе на 300 детей полагается одна медсестра, а в коррекционной школе всего 120 детей – и значит, что возможна работа только на полставки (что при зарплате 5 300 рублей составляет 2 700), закономерен вопрос: где взять медсестру на такой объем работы? Финансирование напрямую связано с количеством учеников. Если в обычной школе норма – 25 детей в классе, то в коррекционной школе – 5. И о чем тут можно говорить?

Но все эти финансовые проблемы?покажутся?ерундой на фоне проблемы отношения общества к таким людям. Как социализировать ребенка, если это самое общество встречает его насмешками? Родители благодарны школе за то, что она есть, дети ходят сюда с радостью. И педагоги радуются каждому их успеху, им самим. Но на улице ребята видят совсем другое. Посещая филармонию, взрослые каждый раз видят, как детей дразнят, показывают пальцем, а педагоги из «нормальных» школ не только не делают своим ученикам замечаний, но и сами смотрят брезгливо. А дети не понимают, что над ними смеются, и улыбаются в ответ. Преподавателям коррекционной школы очень больно это видеть. Представьте, что испытывают родители…

Сопровождение

Не менее острая тема, связанная с такими детьми, – их послешкольное сопровождение. Политика государства по отношению к инвалидам меняется к лучшему, но не так быстро, не так полно, как надо бы. Как сделать так, чтобы инвалид не сидел дома наедине со своими проблемами? Может быть, и от нас что-то зависит. Если взрослый человек с интеллектом на уровне 12-летнего ребенка остался без родных, ему все равно как-то приходится жить. Значит, ему придется выходить на улицу, и пусть прохожий поможет перейти через дорогу. А когда он пойдет в магазин и протянет на ладони деньги, потому что сам не может сосчитать, кто-то из покупателей отсчитает необходимую сумму и поможет ему расплатиться. Не отвернется с каменным лицом, не сделает вид, что ничего не замечает.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери у стелы «Город воинской славы» прошел митинг в честь Дня защитника Отечества
В мероприятии приняли участие Губернатор Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, ветераны, представители общественных, молодежных организаций, военнослужащие. 
23.02.201713:21
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию