30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

ЕГЭ: зияющие вершины педагогики

Нам несказанно повезло: именно Тверской губернии удалось предотвратить преступление века. Здравомыслящие сотрудники областного департамента образования вполне на законных основаниях отказались проводить ЕГЭ по литературе. Во многих других регионах, увы, не пресекли попытку федеральных министерских образованцев проэкзаменовать выпускников школ по литературе согласно рецептам, изложенным в программе ЕГЭ для всей Руси великой.

Нам несказанно повезло: именно Тверской губернии удалось предотвратить преступление века. Здравомыслящие сотрудники областного департамента образования вполне на законных основаниях отказались проводить ЕГЭ по литературе. Во многих других регионах, увы, не пресекли попытку федеральных министерских образованцев проэкзаменовать выпускников школ по литературе согласно рецептам, изложенным в программе ЕГЭ для всей Руси великой.

Спешу успокоить читателей: экзамен по литературе состоялся. Но вполне традиционный. С сочинениями, билетами, разумными вопросами в них. С диалогом выпускника и экзаменатора, когда люди обмениваются мыслями, уточняют и дополняют сказанное, сотрудничают в выяснении истины, доказывают свою точку зрения.

Самуил Яковлевич Маршак писал об этом сотрудничестве так: «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». Так или близко к этому пониманию роли литературы проходили в тверских школах нынешние экзамены. А могло быть совсем иначе. Как? Вот как…

Юный человек, еще ни разу не встречавшийся в жизни с ЕГЭ и поэтому не считающий литературу чем-то вроде структурной формулы глауберовой соли, получает на руки «Инструкцию по выполнению работы». Там написано, что задание состоит из трех частей. Первые две части «включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического произведения, текст (?!) стихотворения и фрагмент пьесы). Третья часть приказывает выбрать «один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов)».

Я не хочу испытывать терпение читателя и пересказывать всю «Инструкцию по выполнению работы», составленную (внимание!) Федеральным институтом педагогических измерений. Мы с вами сделаем вот что: представим себе, что пришли на Единый государственный экзамен по литературе, сели за стол, положили перед собой красиво напечатанные листки и читаем, что там изложено.

Первым номером нашей программы выступает Лев Николаевич Толстой с фрагментом романа «Война и мир». Прочитали фрагмент? Примите к сведению указание инструкции, что теперь нам предстоит выполнить задания В1 – В5 и при этом в бланке ответов №1 при выполнении заданий В1 – В2 записать ответ «справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки». Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву вписать в отдельной клеточке разборчиво. Слова велено писать без пробелов (?!), знаков препинания и кавычек.

Усвоили? Теперь за дело! Итак, задание В1. «Какое сражение описывается в приведенном фрагменте романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

Дали ответ «в виде слова или сочетания слов»? Вам повезло. И Льву Николаевичу – тоже. Чего не скажешь об Иване Сергеевиче Тургеневе, который имел неосторожность написать роман «Отцы и дети», не предполагая, что попадет в ЕГЭ под надзор института педагогических измерений. Тут нам с вами ЕГЭ предлагал подумать, «к какой жанровой разновидности романа относится произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети». Идя по стопам Максима Галкина, егэшники предоставляли нам право выбора правильного ответа из четырех вариантов. Вот они, эти вехи. Выбирайте:

1) автобиографический роман;

2) воспитательный роман; 3) социально-психологический роман; 4) авантюрный роман.

Итак, Единый государственный экзамен… Что вы, читатель, думаете о нем? Какой ответ вы можете дать на этот вопрос в виде слова или сочетания слов? Для того чтобы помочь вам найти правильный и аргументированный ответ, можно было бы и дальше цитировать все более широкие извлечения из так называемых демонстрационных вариантов, сочиненных спецами педизмерений для выпускников школ. Но я не садист, мне искренне жаль тех, кто возьмется всерьез изучать эти демварианты, чтобы по ним подготовиться к экзаменам по литературе будущей весной. Всего умнее будет сейчас вспомнить, что Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение». Больше читать хороших и умных писателей, драматургов, поэтов, забыть, что существуют Дарья Донцова, Максим Галкин, «Дом-2» с Ксюшей, оставить в телеящике одну кнопку для программы «Культура» и быть готовым встретиться глаза в глаза с учителем литературы, вытянуть счастливый билет и без вписывания слов в клеточки получить хорошую оценку.

Авторы ЕГЭ представляют себе нынешних выпускников школ себе подобными – в виде неких компьютеров, загруженных довольно примитивными программами. Им не приходит в голову, что у каждого человека может быть свой, совершенно особый, а не спущенный из Министерства образования взгляд на искусство вообще и, в частности, на литературу. Что никакими «вариантами» не исчерпаешь тему «Преступления и наказания» и странно требовать от человека разумного, чтобы он на «предложенный проблемный вопрос дал письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов)». Но, как известно, краткость – сестра таланта. Неужто ставить низкий балл выпускнику, сумевшему написать «в жанре сочинения» нечто интересное и полезное, исключив из текста слова-паразиты, стилистические безобразия вроде фразы «производит оценку» вместо «оценивает», и поощрять того, кто делает обратное, лишь бы набрать в итоге «не менее 200 слов»?

«Инструкция по выполнению работы» ЕГЭ по литературе отводит на все эти дела, начиная с «вписывания ответа» по буквам в клеточки и заканчивая ответом «в жанре сочинения», 240 минут. Чудовищно, что весь этот «экзамен» идет с глазу на глаз не с живым, думающим, умеющим слушать и говорить человеком, а с листом бумаги, поименованной «бланк № …»!

По сравнению со всем этим педомудрием обычные экзаменационные билеты по литературе для проведения итоговой аттестации выпускников 11-х классов кажутся откровением.

Еще раз спасибо областному департаменту образования, спасшему нашу молодежь от этой Бабы ЕГЭ! Он осмелился это сделать, и слава ему. Пусть этот подвиг послужит примером всем в России, кто уже бурно протестует в городах и весях против этой порочной придумки. Но нужно держать ухо востро: впереди экзаменационная пора 2009-го и череда последующих годов. Нужно еще внимательно посмотреть, что придумано Минобразом вместо нормальных, человеческих экзаменов по другим предметам, особенно гуманитарным. И решать самим: быть или не быть ЕГЭ? Вот в чем вопрос…

Дмитрий ЗВАНЦЕВ

17

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию