24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

О закрытых списках с пасторским спокойствием

Осенняя избирательная кампания постепенно начинает приобретать свои явные очертания. Как известно, в день выборов 12 октября на территории Тверской области планируется проведение дополнительных выборов депутата Законодательного собрания по Северо-Западному округу города Твери. Также намечены выборы глав Нелидовского и Удомельского районов, выборы депутатов Вышневолоцкой городской думы, выборы депутатов районного собрания Удомельского района.

Осенняя избирательная кампания постепенно начинает приобретать свои явные очертания. Как известно, в день выборов 12 октября на территории Тверской области планируется проведение дополнительных выборов депутата Законодательного собрания по Северо-Западному округу города Твери. (Прежний депутат по этому округу Владимир Савин стал сенатором от Тверской области в Совете Федерации). Также намечены выборы глав Нелидовского и Удомельского районов, выборы депутатов Вышневолоцкой городской думы, выборы депутатов районного собрания Удомельского района.

И пожалуй, самым ответственным этапом всей выборной кампании станут выборы Советов депутатов городских и сельских поселений области. Опять же, как заявлено в документах облизбиркома, выборы пройдут в 362 поселениях, где необходимо избрать 3209 депутатов. Оценивая только число депутатов городских и сельских поселений, стоит признать, что в районах будет проведена далеко не рядовая работа. А если учитывать, что по 131-му закону этим поселениям будет передана часть полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и соответственно серьезные финансовые средства для их исполнения, то выборы в поселениях становятся особенно важными.

Проведение этих выборов находится под личным контролем губернатора Тверской области. И это неспроста, так как в большинстве сельских поселений и в подавляющем большинстве городских поселений выборы будут проводиться по-новому. Таким образом, чтобы половина депутатов была избрана по партийным спискам.

Процедура применения партийного принципа в регионе уже отработана. Половина депутатского корпуса в Законодательном собрании Тверской области избирается также по партийному принципу. Но для того, чтобы этот принцип утвердить в сельских и городских поселениях, необходимо внести изменения в уставы этих поселений. Работа в этом направлении идет полным ходом.

Сейчас начались публичные слушания по процедуре изменения уставов. Сначала действующие депутаты поселений принимали саму концепцию изменения и опубликовывали ее. Потом в течение месяца они изучали мнение местных жителей по этому поводу. Лишь затем приступили к проведению публичных слушаний. И у населения на этой стадии возникло много вопросов, в первую очередь о том, что такое «закрытые списки». Ведь несведущим людям кажется, что принцип «открытых списков» для голосования за депутатов – более демократичная процедура.

Этот момент стоит прояснить. «Закрытые списки» – это, возможно, не слишком удачное название очень даже демократичного голосования. И оно не только демократично, но и более эффективно. Именно такая процедура позволяет обезопасить жителей городских и сельских поселений от проникновения в органы местного самоуправления откровенных проходимцев, и уж тем более криминальных элементов, использующих покупку голосов.

***

В Тверской области, например, выборы депутатов в Государственную думу РФ 2 декабря 2007 года проводились именно по принципу «закрытых списков».

Суть такого принципа выборов в том, что каждая партия, участвующая в выборах, выдвигает свой список кандидатов, при этом в избирательном бюллетене указываются три первые фамилии – лидеры списка, наиболее известные и уважаемые среди населения кандидаты.

Никакого секрета в пофамильном составе остальных участников списка тоже нет. Все партии максимально стремятся к открытости, и поэтому на избирательных участках вывешивают полные списки своих выдвиженцев с фотографиями и анкетными данными. И местные жители в этих списках прекрасно увидят тех известных и уважаемых людей, которых та или иная партия предлагает избрать в депутаты. Все избиратели увидят, что все кандидаты – местные жители и готовы взять на себя функции депутатов местного самоуправления.

В результате, оценив персональный состав партийных списков, избиратели должны лишь выбрать определенную политическую партию, тройка лидеров которой их более всего устраивает.

***

В случае с «открытыми списками» все гораздо запутаннее и сложнее. Во-первых, каждая партия (а в выборах могут принять участие более дюжины партий) имеет право выставить кандидатов на все депутатские места. То есть от каждой партии будет прописано в избирательном бюллетене не три, а 10–15 или даже 20–30 фамилий. Умножьте эту цифру на число партий, и мы получим списки претендентов на кресла депутатов объемом в сотни человек. Таким образом, избирательный бюллетень по размеру становится похож на «простыню». Или на толстую брошюру.

Избиратели, а в сельских поселениях это в основном люди пожилого возраста, должны будут разбираться, какая из этой сотни фамилий им милее и любезнее. При этом проголосовать, то есть поставить галочку, они смогут только напротив одной фамилии. А если вдруг ошибутся и выделят еще кого-нибудь, то бюллетень становится недействительным.

Надо добавить, что выпуск таких бюллетеней – «простыней» – очень недешевое мероприятие. Да и подсчет голосов по таким бюллетеням крайне сложен. Для определения победителей внутри каждого партийного списка придется подсчитать количество голосов, отданных за каждого кандидата из данного списка.

Для окончательного прояснения ситуации с предстоящими осенью выборами депутатов местного самоуправления мы обратились к заместителю губернатора Владимиру Пызину, который курирует эти вопросы.

– Как в настоящее время идет реформа выборной системы в городских округах и поселениях?

– Реформа идет нормально. Из 43 городских поселений Тверской области на сегодня 27 переходят к смешанной системе выборов своих депутатов, то есть более 60%. В некоторых поселениях депутаты пока отказались от перехода, в других – все еще рассматривают данный вопрос. Более трети сельских поселений нашего региона с численностью избирателей свыше 1000 человек также выбрали смешанную систему (то есть мажоритарно-пропорциональную). При этом процесс перехода все еще продолжается.

Таким образом, мы можем констатировать, что роль партий в осенних выборах резко возрастает. Но и работы в этом вопросе всем добавится. Надо будет регистрировать партийные списки, надо будет провести нарезку новых округов. Это будут делать партии и избирательные комиссии совместно. Результаты мы ожидаем самые позитивные, поскольку партии сейчас готовят своих кандидатов, обучают их, консультируют. Я думаю, что в результате мы получим действенные представительные органы местного самоуправления с полноценными партийными фракциями.

– Как это скажется на позициях партий в регионе?

– Я уверен, что роль партий в регионе от этого только усилится. В конце концов, политическое пространство и должно формироваться по партийному принципу. А для «Единой России», как партии власти, это добавит ответственности, потому что, с одной стороны, основной груз проблем придется взять именно ей, а с другой стороны, в каждом совете депутатов появятся представители конкурирующих партий, всегда готовые к жесткой критике.

– Поговаривают, что некоторые главы районов активно противодействуют новому выборному принципу?

– Противодействие глав – это не просто вранье, а вранье в высшей степени.

Главы районов активно помогают изменению уставов. Не просто потому, что по закону уже невозможно применение только мажоритарной системы. А потому, что главы видят в этом политическую целесообразность. В районах есть крупные партийные организации, которые будут выступать консолидированно. И главы тоже смогут выбираться по спискам тех или иных партий.

В этом я вижу проявление главами районов приоритетного отношения к общественным интересам. Они не цепляются за свои личные интересы и желание «порулить» во что бы то ни стало. Главы понимают, что эта партийная выборная система для жителей и для общества более полезна. Потому что она дает более качественный состав депутатов. И в связи с этим обеспечивает более качественные услуги населению.

Муниципальный чиновник – это тот человек, которому доверено распоряжаться общими ресурсами, общими деньгами. Значит, и общественные интересы должны быть для него на первом месте. Наши главы районов именно это и демонстрируют.

– Абсолютно во всех районах так единодушно поддерживают новую выборную систему?

– Почти во всех, может, за исключением Конаковского района, где депутаты всех 6 городских поселений не захотели привнести в работу своих собраний принципы партийного контроля и ответственности. Да, то же самое происходит и в городе Удомле, где безответственность депутатов привела к тому, что город до сих пор живет без принятого бюджета на этот год.

В представительных органах указанных муниципальных образований довлеют какие-то странные интересы, иначе не скажешь. Видимо, депутатский корпус не доверяет роли партий, а больше полагается на свои корпоративные, групповые интересы. Такие депутаты подспудно понимают, что признание приоритета общественных интересов становится угрозой их личным интересам. Скорее всего, они не обеспечивали приоритетность работы для общества, а работали, грубо говоря, на себя, а не на людей.

На мой взгляд, выборы покажут, кто действительно заслуживает народное доверие, а кто нет.

– Существует мнение, что партийный принцип при выборах поможет противостоять не только скупке голосов избирателей со стороны некоторых нечистоплотных, но обеспеченных кандидатов, но и поможет противостоять бесконтрольной скупке земельных участков в муниципальных образованиях.

– Действительно, последние муниципальные выборы показали, что некоторые бизнес-группы, а порой и криминальные группы, пытаясь лоббировать свои интересы, проводили в районах скупку голосов в пользу своих выдвиженцев. В результате некоторые поселения фактически попали в руки этих «пацанов». Вот чего населению действительно стоит опасаться.

Против таких корпораций, зачастую криминального толка, как раз и выстроен заслон в виде партийных списков. И через списки ни бандиты, ни люди с посторонними интересами просочиться практически не смогут. Потому что этот вопрос решается в партиях на уровне руководства региональных отделений.

– И все же порой, в частности в газете «Караван», высказывается мнение, что переход к смешанной системе выборов делается в интересах коррумпированных партийных чиновников. Как вы лично к этому относитесь?

– Я отношусь к этому с пасторским сочувствием. Тревоги этих людей напрасны и, скорее всего, связаны с недопониманием ситуации или какими-то личными амбициями.

Тем не менее независимая пресса обязательно должна быть, и с ней надо быть терпеливым. И даже если из десяти подобных статей хоть одна окажется полезной, то ради этого стоит потерпеть девять совершенно бредовых. Это моя позиция.

Борис АНТРОПЬЕВ

17

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость