24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Соответствовать времени

8 февраля Президент России Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании Государственного совета выступил со стратегией развития страны до 2020 года. Мне довелось лично слушать президента, и я очень высоко оцениваю содержание выступления. По существу это было обращение к нации с призывом сообща обсудить пути развития на долгосрочную перспективу.

8 февраля Президент России Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании Государственного совета выступил со стратегией развития страны до 2020 года.

Мне довелось лично слушать президента, и я очень высоко оцениваю содержание выступления. По существу это было обращение к нации с призывом сообща обсудить пути развития на долгосрочную перспективу. Выделены конкретные направления, темы, «болевые точки» государственной политики, над которыми необходимо работать. Названа основная проблематика, определены задачи нашему государству на ближайшее десятилетие.

Впервые за все время постсоветского развития нашего государства появилась возможность планирования на долгосрочную перспективу. Впервые установлены временные ориентиры, названы цели, которые мы должны достичь.

У каждого из нас есть время проанализировать все разделы стратегии-2020. Но для меня, как для человека, ответственного за вопросы государственной политики, важно уже сегодня ответить на следующие вопросы.

Что мы сделаем для реализации намеченного Путиным в нашей Тверской области? В какой мере сможем соответствовать поставленным серьезным государственным задачам?

Убежден, за работу нужно браться, не дожидаясь первых решений на федеральном уровне. Законодательное собрание сегодня оперативно может организовать не только дискуссию, но и подробную проработку намеченных в выступлении президента направлений. Для того чтобы впоследствии губернатору и администрации области было легче составить пошаговый план действий.

Наша основная функция – переформатировать весь набор нормативных документов, фактически создать заново стратегию развития области до 2020 года.

Хочу отметить, что губернатор Дмитрий Вадимович Зеленин всегда уделял и уделяет очень много внимания вопросам стратегического планирования развития Тверской области. На серьезной научной основе был подготовлен ряд документов по планированию развития региональной инфраструктуры, экономики, демографии, бюджетных сетей.

Но у нас не было точных временных рамок, установленных на федеральном уровне, каждый регион планировал свое будущее самостоятельно, без четко определенных общегосударственных задач.

Теперь у нас появился, я считаю, исторический шанс сделать для Тверской области реальную, конкретную (как сказал президент, пошаговую) программу развития на долгосрочную перспективу.

А когда появится необходимый набор федеральных документов (нормативных актов, программ), скорректировать, синхронизировать уже имеющиеся наработки.

***

Ключевой вопрос – общие принципы экономического развития государства. Владимир Путин подчеркнул, что только инновационная модель развития позволит России реально стать одним из тех государств, которые задают тон в политике, занимают лидирующие позиции в мировой экономике.

Инновации должны стать локомотивом развития и нашей Тверской области.

Очевидно, чтобы развивать территории и повышать уровень жизни населения в ближайшие годы, нам предстоит создавать новые современные предприятия с новейшим оборудованием и высокой производительностью труда.

Отрадно, что в Тверской области уже сегодня успешно развиваются так называемые постиндустриальные направления: проектирование информационных систем, телекоммуникационные проекты. В сфере информационных технологий позиции необходимо упрочить.

В такой же традиционной отрасли, как машиностроение, модернизация предприятий должна носить только инновационный характер. Необходимо не столько расширять производственные мощности, сколько за счет внедрения современных технологий и повышения квалификации работников добиваться резкого повышения производительности труда. Это даст возможность искать новые рынки сбыта продукции, значительно повысить ее конкурентоспособность.

У нас в области, кстати, примеры такого подхода уже имеются. В Кимрах успешно развивается промышленная площадка под высокотехнологичное авиационное производство. Продукция предприятия конкуренто-способна на мировом рынке, ее могут выпускать только в странах с таким высоким научным потенциалом, как у нас в России.

Такие традиционные для нашей области отрасли, как деревообработка и энергетика, также требуют инновационной перестройки.

В деревообрабатывающей отрасли от простой заготовки древесины на корню (причем порой с явным криминальным оттенком) следует решительно переходить к полноценной глубокой переработке. Причем оснащать предприятия современными технологиями полного цикла с переработкой всех видов отходов древесины.

Энергетика. У нас энергоизбыточный регион – это, конечно, плюс для будущего развития экономики. Но уже сегодня возможны варианты дополнительного использования имеющихся ресурсов. В Удомле, например, только часть высококвалифицированного населения работает непосредственно на станции. Чтобы использовать труд и интеллект остальных, надо развивать различные инновационные модели при Калининской атомной станции. Допустим, с участием частного бизнеса развивать тепличное хозяйство, как это делается при АЭС во Франции, открывать какие-то другие производства, которым (с видами на будущее развитие станции) надо давать преференции от государства.

Таким образом, внедрение инновационных технологий и методов управления должно стать неотъемлемой частью государственной политики руководства области. Государственное регулирование в первую очередь должно касаться подготовки промышленных площадок под инновационные проекты.

Предстоит скорректировать политику развития промзон. Площадки, которые мы развиваем, должны создаваться только под инновационные предприятия. Нельзя выделять и продавать землю под них тем, кто больше заплатит, иначе мы рискуем пасть жертвами процесса локализации – выноса из Москвы мощностей крупных предприятий. Вам нужен на своей территории завод «Серп и молот» – советский гигант с абсолютно отсталой промышленной базой?

Второе. Субсидии на модернизацию производства целесообразно выделять только тем предприятиям, которые готовы к действительно инновационному прорыву, серьезному повышению эффективности производства и производительности труда. Для этого необходимо ввести своеобразный критерий инновационности. Логично, если каждое предприятие будет иметь собственный план развития и модернизации хотя бы на среднесрочную перспективу.

По всем этим позициям у нас сегодня есть полное взаимопонимание с губернатором. Вместе с областной администрацией мы готовы доработать соответствующие нормативные акты. Каждый шаг в инновационной политике должен быть законодательно прописан. В том числе и в текущей законодательной базе, чтобы этими сложными процессами управлять не «вручную», а системно.

***

Президент В.В.Путин, выдвигая стратегию развития страны до 2020 года, подчеркнул, что главный ресурс нашего государства – человеческий капитал. Очевидно, что этот капитал надо приумножать: и количественно, и качественно.

Первый путь – преодоление демографического кризиса. Стоит задача в ближайшие три-четыре года добиться стабилизации численности населения. К 2020 году сократить уровень смертности в России в 1,5 раза, а среднюю продолжительность жизни в России повысить до 75 лет.

Считаю, что это не демографическая «маниловщина», а вполне реальные цели, которые будут достигнуты. Но их выполнение потребует значительных усилий в здравоохранении, социальной сфере, организации системы профилактики и пропаганды здорового образа жизни.

У нас в регионе принята «Концепция программы первоочередных мер демографического развития области до 2010 года». Считаю, что в ближайшей перспективе необходимо ее скорректировать в сторону увеличения до 2020 года, чтобы и далее синхронизировать сроки мероприятий с федеральными структурами. А финансовые и организационные ресурсы программы не распылять, а целесообразно концентрировать на ключевых направлениях, способствующих повышению рождаемости, снижению уровня смертности.

Кстати, хочу отметить, целенаправленная государственная демографическая политика уже начала приносить свои обнадеживающие результаты. Статистические показатели 2006–2007 гг. внушают оптимизм. По сравнению с 2005 годом у нас в области на 9,6% выросла рождаемость, в 2,7 раза снизилась материнская смертность, на 22,3% произошло снижение младенческой смертности.

***

Второй путь приумножения человеческого капитала: модернизация системы образования. Здесь уже также немало сделано. Благодаря целенаправленной работе администрации области, департамента образования сформирована система базовых школ, проведена серьезная модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. Высокий уровень знаний сегодня не самоцель, он продиктован рыночным прагматизмом: наши учащиеся (и в городе, и на селе) должны получить качественное образование, чтобы быть конкурентно способными и при поступлении в вузы, и на рынке труда.

Эти процессы обеспечены серьезно нормативной базой. Мы готовы ее совершенствовать. И сегодня область продолжает участвовать в различных пилотных программах федерального Министерства образования, что дает возможность дорабатывать образовательные программы, адаптировать их к потребностям жизни.

Президент много внимание уделил качественному изменению высшей школы.

У нас в регионе также необходимо выстраивать принципиально новые отношения с вузами, гибко ориентированные на потребности рынка труда. В идеале у каждого вуза должны быть крепкие связи с областными предприятиями отраслей нашей экономики. Каждый вуз должен вести активную научную работу (иначе это не вуз, а техникум).

Необходимо постепенно отходить от дублирования специальностей всеми вузами (сетования на переизбыток экономистов и юристов и дефицит инженеров и технологов уже стали расхожей шуткой во всех бюро по трудоустройству).

Считаю, что с 3-го курса каждый студент должен один день проводить либо в научной лаборатории (которые также могут финансировать отдельные предприятия или отрасли), либо, если это технологи или инженер, один день проводить на предприятии соответствующего профиля.

Конечно, координирующая роль в этих процессах должна быть за органами власти. Государство должно создавать условия, чтобы предприятия налаживали и поддерживали тесную связь с вузами, оснащали лаборатории, финансировали научные разработки (пусть даже и для своих узких целей). А те предприятия, где потребность в кадрах особенно велика (машиностроение, строительные тресты), брали бы будущих специалистов на стажировку, предусматривали стимулирующие факторы (необязательно сугубо финансовые) для привлечения их в перспективе для трудоустройства.

В этих условиях на рынке труда возникнет ясность, мы поймем, кто нам нужен, каких специалистов в регионе не хватает. Это даст возможность эффективно использовать ресурсы системы образования: финансовые, кадровые, интеллектуальные.

***

В выступлении президента Путина была четко определена и впервые прозвучала в виде поручения тема выравнивания финансовых и экономических возможностей регионов.

В нашем регионе эта разница из-за близости Москвы и Московской области ощущается особенно остро.

Простейший пример. В столице самая высокая стоимость жизни. Москва имеет возможность платить минимальную пенсию за счет своего бюджета, которая по размеру превышает расчетный показатель уровня жизни наших уважаемых пенсионеров. А мы не можем из своего областного бюджета производить такие доплаты. Хотя стоимость жизни в Тверской области на 30–40% ниже, чем в столице. Также Москва может позволить уровень жилищных субсидий снизить до 10%, мы в области только-только получили возможность выйти на 18%.

Подобный разрыв ставит наших граждан в неравные условия. Решение социальных вопросов граждан не должно принципиально отличаться в зависимости от проживания в различных регионах.

Необходимо, чтобы жители разных регионов ощущали себя гражданами единой страны не только по Конституции, но и по уровню жизни, развитию экономики и финансов своих регионов, доступности к «благам цивилизации». Человеку должен быть обеспечен равный доступ к учреждениям спорта, культуры, унифицированный уровень здравоохранения.

У каждого субъекта Федерации должна быть возможность полноценно использовать объективно имеющиеся сегодня возможности. Ситуацию можно исправить, не ущемляя интересов богатых регионов, не приводя к общей уравниловке. Богатые регионы пусть реализуют любые амбициозные проекты: строят метро, аквапарки, небоскребы, дают дополнительные возможности своим жителям. Но необходимый набор социальных услуг должен быть унифицирован и быть достаточно высоким по всем субъектам Федерации, а не различаться, как справедливо отметил президент, в десятки раз.

Необходимо более гибко учитывать специфику регионов и при финансировании из федерального центра программ развития инфраструктуры. Здесь наиболее показателен пример состояния дорог. У нас в области третья протяженность дорог в стране, но в результате прямого дисбаланса в финансировании мы получаем денег в среднем на километр гораздо меньше, чем соседние области. Из-за этого не можем сохранять связность территорий, поддерживать их стабильное экономическое развитие.

У нас есть предложения, как изменить ситуацию. Целесообразно ввести нормативный способ выделения средств на содержание дорог.

И по другим позициям мы готовы дать федеральному центру предложения, как выходить из этой достаточно запутанной ситуации неравенства регионов. Это потребует корректировки многих законодательных и нормативных актов. Но начинать этот процесс жизненно необходимо.

***

В своей статье я коснулся только нескольких инициатив, выдвинутых В.В.Путиным в стратегии развития до 2020 года и непосредственно касающихся Тверской области. Надеюсь, что ее обсуждение продолжится на страницах «Тверской Жизни».

Андрей ЕПИШИН,

председатель Законодательного собрания Тверской области

47

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию