28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Собственник на распутье

Когда речь идет о сфере ЖКХ, потреблении услуг и их оплате, горячая линия «Тверской Жизни» становится таковой в буквальном смысле слова. В телефонных обращениях из разных населенных пунктов региона содержится множество наболевших вопросов. Зачастую они повторяются в разных вариациях. Дать нашим читателям подробные и исчерпывающие ответы мы попросили начальника департамента ЖКХ администрации Тверской области Владимира КОМИССАРОВА.

Когда речь идет о сфере ЖКХ, потреблении услуг и их оплате, горячая линия «Тверской Жизни» становится таковой в буквальном смысле слова. В телефонных обращениях из разных населенных пунктов региона содержится множество наболевших вопросов. Зачастую они повторяются в разных вариациях. Дать нашим читателям подробные и исчерпывающие ответы мы попросили начальника департамента ЖКХ администрации Тверской области Владимира КОМИССАРОВА.

– Владимир Александрович, несмотря на двухгодовой «стаж» нового Жилищного кодекса и годовой – Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительством, население до сих пор слабо разбирается, от кого какие услуги оно получает и к кому можно предъявлять претензии. Гордое звание собственников, увы, не сделало нас более защищенными: граждане не знают, как правильно управлять своим имуществом, с чего начать.

– Начинать нужно с выбора способа управления многоквартирным домом, и желательно с этим поторопиться. Администрация области согласно графикам, представленным муниципальными образованиями Тверской области, установила срок начала проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов – 1 декабря текущего года, соответственно собственники должны определиться с принятием решения до 1 декабря. За это время жильцы многоквартирных домов, будь они в Твери, Торжке, Бежецке или любом другом населенном пункте, должны собраться вместе и обдумать механизм управления своим домом. Основных способов три.

Первый способ: собственники помещений (квартир) осуществляют непо­средственное управление многоквартирным домом. При этом каждый из них заключает индивидуальный договор с обслуживающей организацией на поставку тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии, услуги водоотведения и прочие. Оплату также производит каждый за себя не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. За июнь – не позднее 10 июля, за ноябрь – не позднее 10 декабря. При непосредственном управлении собственники по решению общего собрания могут составить генеральную доверенность на одного из жильцов, которому они делегируют свои полномочия по заключению договоров, и прежде всего это касается заключения договоров на предоставление услуг по ремонту и содержанию дома.

Непосредственное управление оптимально лишь в небольших домах старой застройки и малой этажности, с числом собственников не более шестнадцати. Исполнителем коммунальных услуг при таком способе управления многоквартирным домом является ресурсо­снабжающая организация, которая и отвечает за качество предоставляемых услуг. Условия предоставления коммунальных услуг могут содержаться в разных договорах или одном (смешанном) договоре.

Второй способ: управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом. Это также решается на общем собрании собственников помещений. Уже в самих названиях содержится указание на то, что эти образования будут считаться юридическими лицами – со своими реквизитами, печатью и правом заключения договоров от лица всех вошедших в ТСЖ или ЖСК собственников. При таком способе управления, как и в двух других, собственники сами определяют перечень необходимых работ по содержанию и благоустройству общего имущества: подъездов, лестничных клеток, придомовой территории, они же устанавливают размер и сроки платы за содержание и ремонт дома.

– Абоненты нашей горячей линии часто жалуются, что платят за содержание, которого не замечают. Можно ли отказаться от этой услуги, если ее качество жильцов не устраивает?

–Некоторые ТСЖ действительно производят эти работы сами, а не поручают обслуживающим организациям. Не хотите платить за несуществующих уборщиц и дворников? Пожалуйста, у вас есть альтернатива: либо все жильцы производят уборку по очереди, либо назначается уборщица из числа проживающих в доме, а остальные оплачивают эту работу. По крайней мере при таком раскладе за невыполненную или некачественную работу всегда есть с кого спросить. Что касается оплаты за коммунальные услуги, то ТСЖ может либо само собирать платежи и перечислять их поставщикам услуг, либо доверить это управляющей компании.

– А если часть собственников в многоквартирном доме отказалась стать членами ТСЖ или ЖСК?

– В соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса они все равно заключают договоры с ТСЖ и будут вносить плату по этим договорам.

– Владимир Александрович, вы упоминали еще и о третьем способе управления имуществом. Он чем-то отличается от двух предыдущих?

– Третий способ управления, предусмотренный действующим законодательством, – управление управляющей организацией. Данный способ предполагает передачу собственниками помещений многоквартирного дома (посредством подписания договора) функций по обеспечению качественными жилищно-коммунальными услугами сторонней организации, профессионально работающей на данном поприще. Если собственники помещений в многоквартирном доме не сочли нужным провести собрание и сообща решить, как строить дальше отношения с поставщиками услуг, или просто не смогли определиться, то после 1 декабря 2007 года за них будут выбирать органы местного самоуправления. До 1 мая 2008 года они на конкурсной основе должны определиться с выбором управляющей организации для каждого конкретного многоквартирного дома. Соответственно и размер платы, которую будут вносить собственники этих домов за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается органом местного самоуправления согласно конкурсной документации. В данном случае собственники полностью упускают из рук все рычаги управления ситуацией, они уже никак не смогут влиять на формирование размера и сроки внесения платы за услуги и прочие важные моменты УК, которые выйдут на сцену.

– Есть ли какой-то риск для граждан при выборе способов управления?

– Риск есть всегда. Своих управляющих компаний в области до смешного мало – всего двадцать две, причем девятнадцать из них едва насчитывают год с момента создания. Значит, кто придет на эту целину? Компании из соседних регионов. В российской практике хватает примеров деятельности контор под метким названием «Рога и копыта», где имущество и оргтехника взяты в аренду, а сотрудники работают по срочному договору. Нет уставного капитала, нет специалистов нужного профиля, есть только бойкие пиарщики с громкими заявлениями. Такие компании собирают платежи с квартировладельцев и квартиросъемщиков, но не перечисляют их поставщикам услуг, а кладут себе в карман и через некоторое время тихо исчезают. Кто будет тогда крайним для поставщика? Жилец, которому начнут угрожать отключением воды, света и прочих благ цивилизации.

– Но раз таких примеров предостаточно, то почему не ужесточить требования к компаниям?

– Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 предусмотрено, что управляющая компания, претендующая на управление определенным домом, должна застраховать свои обязательства по договору, чтобы убедить в своей платежеспособности и серьезных намерениях. Страхование обязательств по договору – дело хорошее, но, с другой стороны, это означает изъятие в среднем около 2 миллионов рублей из оборота компании. Таких средств ни у одной существующей в регионе компании нет, что дает возможность для прихода неизвестных УК извне. В связи с этим я рекомендовал бы собственникам жилья, не откладывая дела в долгий ящик, проводить собрания и выбирать проверенные временем организации для управления своими домами. Лучше утрясти этот вопрос летом, до вступления в отопительный сезон, чтобы потом не портить себе нервы.

– Владимир Александрович, в вашем изложении очень привлекательно выглядят возможности ТСЖ и ЖСК. Однако члены этих объединений нередко тоже выплескивают свое возмущение по разным поводам. Какие минусы есть у ТСЖ, на ваш взгляд?

– Самый большой минус связан с вопросом оформления документов для регистрации ТСЖ как юридического лица. В регистрирующие органы должен быть представлен объемный пакет документов, куда входят паспорт на дом, паспорта на все квартиры, кадастровый план земельного участка – под домом и прилегающего… В общем, все организационные расходы выливаются в сумму порядка 50–60 тысяч рублей, которая делится между собственниками ТСЖ.

Второй минус заложен в самом статусе ТСЖ и ЖСК. Будучи юридическими лицами, они облагаются НДС и налогом на прибыль. А прибылью на вполне законных основаниях могут считаться средства, с трудом собранные на ремонт, однако не освоенные в том же году. Представьте себе, что члены ТСЖ долго и кропотливо собирают деньги на капитальный ремонт, а обслуживающая организация по какой-то причине не успевает его сделать (смету не утвердили, материалы не завезли) – все, уплата налога на прибыль обеспечена. Кроме того, мы можем быть инициативны в вопросах управления своим домом, но не обладать достаточным опытом и знанием законодательства, что сегодня очень важно…

– Членов тверских ТСЖ и ЖСК сильно лихорадило в нынешнем отопительном сезоне, когда их счета за отопление превышали счета других собственников процентов на тридцать. Сумма выставлялась юридическому лицу, но ведь оно не ведет коммерческой деятельности и не перепродает услуги гражданам. Разрешится ли ситуация к нынешней зиме?

– Пока вопрос остается открытым. С точки зрения законодательства, если ресурс предоставляется товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу либо управляющей организации, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электроэнергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тем тарифам, которые используются для расчета размера платы за коммунальные услуги с гражданами. Полагаю, что в данном случае права ТСЖ и ЖСК были нарушены. Для разрешения сложившейся ситуации и за защитой своих прав данным объединениям собственников жилья следует обратиться в суд.

– Некачественные услуги на местах уже стали притчей во языцех. Что конкретно делать и к кому обращаться, если батареи зимой чуть теплые или воду горячую летом отключают чаще, чем это нужно для профилактики?

– Если граждане не удовлетворены качеством услуг при непосредственном управлении домом, нужно обращаться с претензиями в ресурсоснабжающую организацию. Если у вас есть управляющая компания, то к ней – например, в ТДЕЗ, являющийся посредником между поставщиками и потребителями ресурсов. УК обязана составить акты о нарушениях и предпринимать дальнейшие действия, в том числе по перерасчету. Не вы, а ваша управляющая компания должна сражаться за каждый градус комнатной температуры, за качество воды и другие права собственников. На то у нее есть юридическая служба, умная и подкованная, которая хорошо ориентируется в законодательстве.

Цель деятельности управляющей организации – обеспечение комфортных условий проживания граждан в конкретном многоквартирном доме. Главная услуга управляющей организации – управление, которое включает в себя более двадцати функций. Среди них надлежащее содержание общего имущества дома, грамотная разработка и заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, составление расчетов, оформление перерасчетов, защита прав собственников в судах, паспортно-визовая работа и другие.

– Владимир Александрович, вы упомянули юридическую подкованность управляющих компаний. Не получится ли так, что они воспользуются этим преимуществом в своих целях? Например, составят договоры с собственниками таким образом, чтобы взимать плату, но в случае претензий ни за что не отвечать? Согласитесь, опытному юристу совсем несложно ввернуть в договор какой-нибудь скользкий пунктик, который можно истолковать двояко…

– Хороший вопрос, он вызывает серьезную озабоченность и департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области. Чтобы предупредить подобные ситуации, департаментом разработано пять типовых договоров, которые можно использовать как основу. Это не истина в последней инстанции, органы местного самоуправления могут доработать эти документы в соответствии с конкретными условиями, но самое главное в них есть. А гражданам мы советуем при любых сомнениях заглядывать в Жилищный кодекс РФ, постановление правительства № 307 «О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», где отражены порядок перерасчетов, порядок снижения платы, требования к той или иной услуге и другое. Это должно стать настольной книгой собственника и, конечно же, хорошим подспорьем.

Елена ВИНОГРАДОВА

Стандарты для тарифов и субсидий

В связи с принятием Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России начиная с 2006 года устанавливает предельные индексы роста тарифов для населения по субъектам РФ. На 2007 год установлены для Тверской области предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение в размере 115%, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 116%. В связи с чем было принято постановление Администрации Тверской области от 30.11.2006 № 287-па, устанавливающее предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги дифференцированно по муниципальным образованиям.

В условиях повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги создана система социальной защиты низкодоходных слоев населения.

Механизм предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возник в связи с принятием государством программы перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется гражданам, имеющим право на получение таких субсидий, при превышении их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг величины максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Для расчета размера субсидий субъектами РФ устанавливаются следующие региональные стандарты:

1) нормативная площадь жилого помещения – размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 № 92-па «Об утверждении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждены следующие региональные стандарты нормативной площади жилого помещения:

– 18 кв. м общей площади жилья на одного человека для семьи из трех и более человек;

– 21 кв. м на одного человека для семьи из двух человек;

– 33 кв. м на одиноко проживающего человека;.

2) стоимость жилищно-коммунальных услуг. Устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Данный стандарт утверждается ежегодно в связи с изменением цен и тарифов на ЖКУ. Расчет региональных стандартов стоимости ЖКУ произведен в соответствии с п. 27 раздела 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761

«О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Постановлением Администрации Тверской области от 10.04.2007 № 111-па «Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2007 год» утверждены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов и жилых домов индивидуального жилищного фонда на 2007 год, дифференцированно по муниципальным образованиям Тверской области.

Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ устанавливается в рублях, приходящихся на одиноко проживающего гражданина или на одного члена семьи для семей различной численности, и рассчитывается как сумма стоимости содержания и ремонта жилого помещения, а также отопления, приходящихся на площадь, равную региональному стандарту нормативной площади жилого помещения, и стоимости нормативного объема потребления коммунальных услуг, из расчета на одного члена семьи для семей различной численности и одиноко проживающих граждан.

Плата за наем жилого помещения и капитальный ремонт не включается в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг;

3) максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 № 91-па «Об утверждении региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены следующие стандарты:

– 22% для граждан, проживающих на территории Тверской области, за исключением пенсионеров, имеющих звание «Ветеран труда», репрессированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, которым утвержден стандарт в размере 18%.

Утвержденные региональные стандарты по вышеуказанным пунктам 1 и 3 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 мая 2006 года, по пункту 2–с 1.01.2007 года.

32

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию