24 Января 2017
$59.5
63.94
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

«Дресс-код» на рынке госзаказа

Департамент государственного заказа был создан в администрации Тверской области в 2000 году. Основная цель его деятельности – осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (органов государственной власти Тверской области, бюджетных учреждениий). С 1 января 2008 года в системе госзакупок произойдут значительные изменения, связанные с принятием поправок в ФЗ-94. Что они предусматривают, какие нововведения ждут участников рынка госпоставок? Собеседник корреспондента ТЖ – исполняющая обязанности начальника департамента госзаказа Любовь КОППАС:

Департамент государственного заказа был создан в администрации Тверской области в 2000 году. Основная цель его деятельности – осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (органов государственной власти Тверской области, бюджетных учреждениий). С 1 января 2008 года в системе госзакупок произойдут значительные изменения, связанные с принятием поправок в ФЗ-94. Что они предусматривают, какие нововведения ждут участников рынка госпоставок? Собеседник корреспондента ТЖ – исполняющая обязанности начальника департамента госзаказа Любовь КОППАС:

– Важнейшим событием в сфере регулирования размещения заказов стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2007 года. Этот закон впервые устанавливает единый порядок размещения заказов как для государственных, так и для муниципальных нужд. А обеспечение эффективности размещения заказов – одна из первостепенных государственных задач. Судите сами: экономия бюджетных средств за 2006 год за счет оптимального размещения заказов для госнужд составила в целом по стране более 107 млрд. рублей, по Тверской области – 298879,44 тыс. рублей. Однако в законе существовали и некоторые недоработки, и 20 апреля Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон №53, согласно которому вносятся изменения в действующий ФЗ-94. Они исключают неоднозначное толкование норм закона на практике.

– Эти поправки будут особенно интересны для участников размещения государственного заказа или для тех, кто хотел бы поучаствовать в этом процессе. Можно подробнее рассказать о нововведениях?

– Закон решает проблемы, связанные с неоднозначным толкованием и применением норм закона на практике. В частности, вводится понятие одноименных товаров, работ, услуг, уточняется понятие государственных и муниципальных заказчиков. Вносятся уточнения о том, что контракт не может быть заключен по цене, превышающей начальную цену, указанную в извещении о проведении торгов. Более того, оговаривается, что цена контракта является твердой и не может меняться за исключением случаев, установленных законом. С 1января 2008 года вводится аукцион как единственный способ размещения заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Это обусловлено тем, что все параметры строительства, в том числе и сроки, определены в проектной документации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 № 609-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Одновременно с этим упрощается доступ к участию в аукционах для всех желающих. Отныне заказчик не вправе предъявлять к ним требования по квалификации: наличию опыта работы, деловой репутации, производственных мощностей, технического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг или производства товаров.

– Нет ли здесь опасности того что такие меры облегчат проникновение на рынок госзаказа малоквалифицированных и недобросовестных кадров?

– Законодатель наряду с отменой дискриминационных мер в отношении потенциальных поставщиков предусмотрел введение новых механизмов обеспечения госгарантий. Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе в пределах 5% от начальной цены контракта. В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах не возвращаются. Закон также предусматривает возможность установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения государственного контракта в пределах 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Теперь победитель аукциона обязан будет при заключении договора внести на счет заказчика 30 процентов от максимальной суммы контракта в виде банковских гарантий либо договора страхования, либо наличными денежными средствами. Предоставление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая такие виды обеспечений, принимают на себя риски поставщиков по контрактам. И поэтому они вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта. После завершения работ эти средства возвращаются исполнителю. Но в случае невыполнения условий контракта договор разрывается, залог удерживается, а участник вносится в реестр недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 №292 утверждено положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков. Организация, попавшая в этот реестр, не сможет участвовать в аукционах на госзаказ в течение двух лет на территории всей страны. Строго говоря, такое право заказчику было предоставлено и прежним законодательством с 1 января 2006 года. Теперь же это не только его право, но и обязанность.

– В своем ежегодном Послании к Федеральному собранию России Владимир Путин отметил, что необходимо навести порядок в сфере государственных контрактов, и предложил перейти в основном на аукционную систему их заключения. С чем это, на ваш взгляд, связано?

– Процедура проведения конкурсов требует достаточно много времени: за 30 дней публикуются конкурсные документы, 20 дней дается на рассмотрение поданных заявок и еще 10 дней – на подведение итогов. В течение 20 дней, но не ранее, чем через 10 дней после этого, должен быть заключен контракт. Итого вся процедура занимает около 70 дней. Это порой недопустимо долго. Другое дело – открытый аукцион. В этом случае процедура занимает всего 20 дней. Но мы сейчас активно внедряем электронные аукционы. С 1 января 2007 года в Тверской области функционирует торговая площадка для проведения открытых аукционов в электронной форме (адрес в сети Интернет: www.gostorgi.tver.ru). На сегодняшний день их проведено около 85. С момента их начала до заключения контракта в этом случае уходит всего 10 дней плюс один день. Немаловажным является и то, что электронный аукцион на сайте в сети Интернет за счет конкуренции между поставщиками в реальном времени позволяет добиться существенного снижения стартовых цен и соответственно экономии бюджетных средств. Так, эффективность проведения электронных аукционов в Тверской области уже превысила 15%, тогда как по конкурсам эта цифра составила 6,18%, по запросам котировок – 5,49%.

– Не станет ли перенос проведения аукционов в виртуальное пространство началом массового проникновения на этот рынок услуг всякого рода авантюристов и проходимцев? Ведь вы не видите претендентов?

– Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 №147 утверждено положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами. Электронные торги проводятся с применением электронной цифровой подписи, что обеспечивает юридическую значимость действий участников и результатов торгов. Безопасность и надежная работа электронных торгов обеспечиваются целой системой контроля. Участник размещения заказа бесплатно регистрируется на сайте, заполняя регистрационную форму с применением электронно-цифровой подписи. Данные сведения сверяются с данными, внесенными в ЕГРЮЛ. Также участник размещения заказа может подавать и свои ценовые предложения с использованием ЭЦП. Для начала участник заполняет анкету, где указывает все данные своей фирмы плюс электронно-цифровую подпись, подделать которую невозможно. Применение электронной цифровой подписи гарантирует целостность и авторство данной информации. Благодаря ЭЦП передаваемые данные не могут быть изменены или подделаны: документ зашифровывается владельцем ключа ЭЦП и расшифровывается только получателем документа. Применение ЭЦП позволяет значительно сократить время движения документов, гарантировать достоверность документации, позволяет заменить при безбумажном документообороте традиционные печать и подпись.

– Готов ли департамент госзаказа к столь серьезным изменениям в работе?

– Для оптимизации процесса реализации государственного заказа департамент государственного заказа автоматизирует регистрацию процессов формирования, размещения и исполнения государственного заказа Тверской области, внедряя автоматизированную информационную систему управления государственным заказом Тверской области (АИС «Госзаказ»). В настоящее время осуществляется опытно-промышленный этап внедрения системы, уже функционируют блоки «Планирование», «Запрос котировок» и «Открытый аукцион в электронной форме», в состоянии разработки находится блок «Реестр контрактов».

Посредством АИС «Госзаказ» будет введена единая методика регистрации государственных контрактов Тверской области, итоговых решений государственных комиссий по размещению государственного заказа Тверской области, планов государственных закупок Тверской области, государственных нужд Тверской области, государственных конкурсных комиссий Тверской области, конкурсных документаций государственных заказчиков Тверской области для проведения конкурсных процедур размещения государственного заказа Тверской области. Таким образом, любой желающий сможет ознакомиться с состоянием системы государственного заказа в режиме реального времени. Кроме того, нами была разработана областная бюджетная целевая программа организации проведения госзакупок на 2007–2009 годы. Этот документ был необходим, чтобы определить стратегические цели работы всего департамента в быстро развивающихся условиях рыночных отношений.

Также могу добавить, что еще в начале апреля губернатор Дмитрий Зеленин поставил задачу разработать проект нового нормативного правового акта, регламентирующего порядок заключения, прохождения, учета и контроля исполнения государственных контрактов по результатам проведения торгов на поставки товаров, работ, оказание услуг для нужд Тверской области. В заключение хочу отметить, что все меры, предпринимаемые администрацией области для реализации закона о размещении заказов, направлены на обеспечение единства экономического пространства и подхода при размещении заказа, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности в размещении заказов, а также эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Беседовал Анатолий ПИМЕНОВ

7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию