25 Мая 2017
$56.27
62.92
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

В рамках законодательства

О ходе муниципальной реформы и ее перспективах беседовал корреспондент «ТЖ» с заместителем губернатора Ириной БЛОХИНОЙ.

О ходе муниципальной реформы и ее перспективах беседовал корреспондент «ТЖ» с заместителем губернатора Ириной БЛОХИНОЙ.

– Ирина Владимировна, прошло 11 месяцев, как в стране стартовала муниципальная реформа. И у нас в области появилось 362 новых муниципальных образования: городские и сельские поселения. Сегодня я хочу задать вам вопросы как заместителю губернатора, координирующему муниципальную реформу у нас в регионе. Какие сегодня уже можно сделать выводы о ходе реформы в стране и нашем регионе?

– Да, уже в течение 11 месяцев на территории Тверской области существуют такие виды муниципальных образований, как районы, городские округа, городские и сельские поселения. В настоящее время происходит процесс становления органов местного самоуправления поселений. Весь этот период в процессе подготовки и проведения реформы местного самоуправления администрация области проводит постоянное организационное, методическое и методологическое обеспечение по решению всех возникающих у органов местного самоуправления проблем. Чего стоило только помочь органам местного самоуправления поселений принять и зарегистрировать уставы своих муниципальных образований. В регионе только в органы местного самоуправления поселений пришло более 3000 человек, большинство из которых никогда ранее не представляло работы в них. До начала 2006 года мы понимали, что органы местного самоуправления поселений не смогут сразу в полном объеме качественно выполнять все свои вопросы местного значения. Поэтому видели перед собой задачу стратегически полно и тактически грамотно построить наши действия в переходный период таким образом, чтобы органы местного самоуправления поселений были способны в полном объеме выполнять поставленные перед нами задачи, а органы местного самоуправления районов научились работать с ними в тесном партнерском взаимодействии.

Поэтому при подготовке к началу реформы нами был принят закон области на 2006 год

«О временном наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Тверской области полномочиями по решению отдельных вопросов местного значения поселений Тверской области», который передал органам местного самоуправления районов решение 14 вопросов местного значения поселений. На следующий, 2007 год законом области за органами местного самоуправления районов оставлено уже 9 вопросов местного значения поселений. Причем органы местного самоуправления районов могут самостоятельно передать органам местного самоуправления поселений решение оставшихся вопросов местного значения поселений, если последние готовы к их решению.

– Как же органы местного самоуправления поселений будут решать поставленные перед ними задачи, если в их состав пришло так много новых людей?

– Эта проблема номер один. Мы ее понимали до начала реформы и искали пути ее решения. Поэтому одновременно с началом реформы у нас в области начали решать задачу по формированию полноценного действующего резерва кадров всех уровней муниципальной власти, для того чтобы продуманно и системно с ним работать. Губернатором поставлена задача начать формирование единого резерва кадров на государственные и муниципальные должности. В данном направлении сегодня мы решаем целый комплекс задач. Помимо переподготовки и повышения квалификации действующих муниципальных служащих мы ставим перед собой задачу начать в вузах и средних профессиональных учебных заведениях целевую подготовку кадров по специальностям экономики и финансов, государственному и муниципальному управлению, юриспруденции и другим для работы в муниципальных образованиях области. В ближайшее время мы планируем разработать и принять региональную программу подготовки кадров для местного самоуправления. В течение прошедшего периода 2006 года провели первичное обучение вновь избранных глав поселений и глав администраций поселений и других специалистов органов местного самоуправления. Вы, наверное, читали в прессе, что губернатором подписан договор с Министерством регионального развития РФ и в ближайшее время в Западной Двине, Нелидове, Вышнем Волочке, Бежецке, Калязине, Ржеве, Осташкове, Торжке, Сандове, Конакове, Максатихе и Твери на условиях федерального и регионального софинансирования будут созданы межмуниципальные методические центры, и мы сможем начать системную плановую подготовку и переподготовку муниципальных кадров.

– Ирина Владимировна, а как сейчас складываются взаимоотношения между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов? По нашим сведениям, в ряде районов между ними имеют место конфликты.

– Да проблемы в этом направлении не в каждом районе области, но существуют. Я являюсь членом совета по кадровой политике при полномочном представителе президента в Центральном федеральном округе, и на его заседаниях о проблемах взаимоотношений между органами местного самоуправления районов и поселений говорят представители всех регионов. К сожалению, мы в этом вопросе не исключение.

– В чем же причины конфликтов?

– Таких причин несколько. Одну из причин конфликтов заложил сам Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тем, что вопросы местного значения муниципальных районов и поселений близки друг к другу, а в ряде случаев и пересекаются. Отсюда между ними возникают споры, связанные с финансированием тех или иных предметов ведения либо с разделом муниципального имущества, которое, как известно, должно быть разделено в соответствии с разделением полномочий между органами местного самоуправления поселений и районов. К сожалению, в данном случае есть существенная вина администрации области, которая своевременно не провела работу по ускорению процесса по разделу имущества между районами и поселениями. Планируем завершить эту работу до конца года. Мы стараемся внимательно разбираться во всех возникающих спорах между органами местного самоуправления районов и поселений. Одновременно хочу отметить активную роль органов прокуратуры при защите интересов вновь образованных муниципальных образований. Так, например, при участии прокуратуры Весьегонского района существенно увеличен бюджет городского поселения Весьегонск. Недавно межрайонной прокуратурой Конаковского района в судебном порядке решен вопрос по защите финансовых интересов городского поселения Конаково.

К сожалению, не меньшую роль в конфликтах между органами местного самоуправления районов и поселений играют и субъективные факторы. А именно, с одной стороны, ряд глав районов оказались не готовы к тому, чтобы поделиться властью с органами местного самоуправления поселений, с другой стороны, ряд органов местного самоуправления поселений, только создавшись, сразу захотели «рулить», еще не очень представляя всю полноту стоящих перед ними проблем и задач. Но вторая причина, про которую я сказала, – это причина роста. Не забывайте, что прошло всего 11 месяцев, в течение которых органы местного самоуправления взаимодействуют друг с другом. Я уверена, что эти проблемы будут решены.

– Как же, по-вашему, в дальнейшем будут развиваться взаимоотношения органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений?

– Ответ на этот вопрос дает сам Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Идеология реформы местного самоуправления, заложенная в законе, на передний план выводит развитие местного самоуправления в поселениях как власти, наиболее приближенной к народу. Например, в соответствии с данным законом вся земля на территории субъекта Федерации делится между поселениями. За районом остаются только районные межпоселенческие функции. Ряд из которых, такие, как организация образования, здравоохранения, межбиблиотечного обслуживания, и ряд других носят общефедеральный характер. То есть органы местного самоуправления районов помимо функций «обслуживания» поселений являются и проводниками федеральной политики.

– Тогда встает вопрос: как в правовом виде заложить гарантии по исключению конфликтов между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений?

– А такие гарантии уже заложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просто для их осознания потребовалось время. Ведь законом Тверской области определены «правила игры» для органов местного самоуправления поселений первого созыва, то есть на три года. За этот период они должны набраться опыта и определиться по структуре органов местного самоуправления следующего созыва, в том числе и органов местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят эти поселения.

– Что это значит? Вы хотите сказать, что органы местного самоуправления поселений будут определять, как будет управляться муниципальный район?

– И это возможно. Например, вышеуказанный Федеральный закон в ряде случаев позволяет им влиять на формирование органов местного самоуправления муниципального района. Более того, процесс в этом направлении уже начался. Например, органы местного самоуправления города Конакова и ряда других поселений Конаковского района уже приняли решения, направленные на то, чтобы формировать представительный орган района следующего созыва из глав городских и сельских поселений района. Если данное решение поддержат семьдесят пять процентов Советов депутатов поселений Конаковского района, то через два года Собрание Конаковского района будет состоять из глав поселений, входящих в Конаковский район. Очевидно, что скомплектованный таким образом представительный орган местного самоуправления района в первую очередь будет работать на интересы поселений. Администрация области видит в такой ситуации один из законных вариантов развития местного самоуправления в районе.

– Мне думается, что все районы области могут пойти по этому пути.

– Необязательно. Кроме действующего сегодня в регионе порядка, когда избранный прямым голосованием глава района, одновременно являющийся и главой администрации района, возможен вариант, когда всенародно избранный глава района будет совмещать свои функции с должностью председателя представительного органа района. А глава администрации района будет наниматься на контрактной основе. Все зависит от конкретной ситуации в каждом районе и, естественно, как это будет определено уставом района. Сегодня, надо сказать, у нас много глав муниципальных районов, которые хорошо понимают проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления поселений, хорошо работают с поселениями, являются координаторами взаимодействия между ними. В таких районах может сохраниться имеющаяся сегодня структура органов местного самоуправления района и поселений.

– Если представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, какова же судьба должности главы администрации муниципального района?

– Должность главы администрации муниципального района остается неизменной, как остается и сама администрация муниципального района. Но способ избрания или назначения на должность главы администрации района будет определяться в соответствии с уставом муниципального района.

– Значит, возможен вариант, когда глава администрации муниципального района будет назначаться по контракту Собранием депутатов или собранием, состоящим из глав поселений. Будет ли это назначение согласовываться с губернатором области?

– Как я уже сказала, процедура назначения на должность по контракту главы администрации муниципального района должна быть изложена в уставе муниципального образования. В настоящее время в условиях дефицита обученных муниципальных кадров, когда перед нами стоит задача сформировать единый резерв кадров на государственные и муниципальные должности, администрация области готова оказывать любую поддержку органам местного самоуправления.

– Ирина Владимировна, из нашей беседы можно сказать, что процесс реформирования местного самоуправления у нас в регионе идет строго в рамках федерального и регионального законодательства и мы имеем четкие ориентиры и понимание конечных результатов, которых хотим получить?

– Да, несомненно.

Беседовал Михаил БОРОДОВ

8

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию