24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Доступность – на высшем уровне Обеспечивает нацпроект «Образование»

Доступность качественного образования для каждого учащегося – вот одна из целей реализации приоритетного национального проекта «Образование». Каким образом обеспечивается доступность образовательных услуг в Тверском регионе, рассказывает первый заместитель начальника департамента образования области Алексей Каспржак.

Доступность качественного образования для каждого учащегося – вот одна из целей реализации приоритетного национального проекта «Образование». Каким образом обеспечивается доступность образовательных услуг в Тверском регионе, рассказывает первый заместитель начальника департамента образования области Алексей Каспржак.

– Алексей Анатольевич, в чем, по-вашему, заключается смысл понятия доступности образования?

– Во-первых, существует прямое толкование доступности. Оно характеризуется таким понятием, как охват, и отражает, какой процент детей в «школьном» возрасте имеет возможность получать гарантированное Конституцией общее среднее образование. У нас в Тверской области, как и в России в целом, этот показатель достаточно высокий и составляет примерно 97–98 процентов. Функция системы образования по преодолению той ситуации, когда 2–3 процента ребят по различным причинам не учатся, скорее косвенная. Мы можем влиять на эту проблему, только объясняя школам, что им выгодно, чтобы у них было больше учеников. А делаем мы это через нормативное бюджетное финансирование.

Однако есть более важная трактовка доступности – это обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

– Но как оценить уровень качества? Ведь это сугубо субъективное понятие?

– За основу можно взять вполне объективные показатели – результаты сдачи Единого госэкзамена. По области они серьезно разнятся. Есть школы, где результаты просто отличные, а есть такие, в которых сдача ЕГЭ выявила серьезные проблемы. И в данном случае задача департамента образования двояка: с одной стороны, мы должны поддержать те школы, которые предоставляют качественные образовательные услуги, сделать публичной их деятельность. А с другой стороны, мы обязаны подтянуть отстающие школы, так называемый низ. Ведь общая оценка качества образовательных услуг в регионе зависит скорее от низа, нежели от верха.

– Каким же образом ведется работа с отстающими? Приносит ли она результаты?

– Проводя эту работу, мы учитывали целый ряд факторов. Например, дисперсность расселения граждан по территории региона и широкую разветвленность сети социальной сферы. В совокупности эти факторы приносят отрицательный эффект, поскольку в маленьких школах, которых еще два года назад было более тысячи, а сейчас менее 900, мы «задорого» финансируем некачественную образовательную услугу. При этом мы отнимаем деньги у тех школ, которые предоставляют ученикам качественное образование: ресурс-то у нас общий для всех. Чтобы исправить эту ситуацию, мы с помощью нацпроекта «Образование» занимаемся реструктуризацией, созданием базовых школ, реализацией проектов, связанных с поставкой лабораторного оборудования, программы «Школьный автобус».

И здесь возникает третий уровень понимания доступности образования. Связан он с получением нестандартных образовательных результатов, которые в массовой практике достигаются только в крупных школах и, безусловно, являются характеристиками качества образовательных услуг. Данные эффекты связаны с повышением мобильности и социальной адаптивности учащихся. Особую значимость при этом приобретает программа «Школьный автобус», главная функция которой – показать ребенку, что его селом не ограничивается мир. А также информатизация школ, которая ведется как в рамках нацпроекта, так и за его пределами в рамках инициатив администрации области.

– То есть благодаря ей также раздвигаются границы?

– Именно так. Очень важно, чтобы в школе был компьютер, подключенный к Интернету, и чтобы ребенок умел им пользоваться. Но еще важнее то, что компьютер меняет образовательную среду. В Интернете все равны. Это в классе главный – учитель, а в глобальной сети каждый может задавать любые вопросы, изучать интересующие темы. Это пространство кабинета замкнуто, а в информационной среде нет границ. Как раз в обеспечении новых граней качества образования и заключается третий уровень понимания его доступности.

Беседовала Наталья ИВАНОВА

13

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию