18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Эффект образования

Как реализуется приоритетный национальный проект «Образование» в высшей школе? В чем его плюсы и минусы? Какой эффект дадут объемные финансовые вливания в вузы страны? Свою точку зрения на эти вопросы озвучил проректор по учебной и воспитательной работе Тверского государственного университета профессор Виктор Гавриков.

Как реализуется приоритетный национальный проект «Образование» в высшей школе? В чем его плюсы и минусы? Какой эффект дадут объемные финансовые вливания в вузы страны? Свою точку зрения на эти вопросы озвучил проректор по учебной и воспитательной работе Тверского государственного университета профессор Виктор Гавриков.

О надежде на победу

– Наш университет принимает участие в конкурсе на грант в рамках нацпроекта, но в первом этапе нам не удалось войти в число победителей. Гранты получили 17 ведущих вузов страны. Очень жаль, что ни одному вузу Тверской области не удалось попасть в их число. Из почти 200 участвовавших вузов мы заняли 43-ю позицию, и это неплохой показатель. В конце этого года стартует второй тур, и если на первый было выделено 10 млрд. рублей, то на второй выделяется в два раза больше, и получивших грант будет соответственно в два раза больше. И у нас есть вполне обоснованная надежда попасть в число победителей конкурса.

– Как реализация нац-проекта «Образование» отразится на качестве высшего образования?

– Деньги, которые выделяются по национальному проекту (от 400 до 800 млн. рублей), идут в первую очередь на улучшение материально-технической базы и развитие информационной среды. Согласитесь, невозможно вести научные исследования современного уровня на давно устаревшем оборудовании. И второе: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Эти два направления стоят во главе качественного обучения. Причем деньги, получаемые по нацпроекту «Образование», реализуются очень интенсивно – за два года. Сроки очень сжатые, так что не каждый вуз может найти то, что ему нужно.

О плюсах и минусах

– Говорить о каких-то серьезных изъянах можно, когда есть общие результаты. А они будут заметны явно не на следующий день. Пока главная трудность реализации нацпроекта в том, что на освоение денег даются сжатые сроки. Такие объемы финансирования требуют большего времени, чтобы использовать деньги более рационально. С другой стороны, такие сроки наверняка установлены не случайно, ведь затягивание освоения денег может привести к использованию средств не по назначению.

Взгляды тех, кто выиграл грант, и тех, кто проиграл, очень разнятся. Те, кому получить грант вряд ли удастся, рассуждают так: «Одним очень много, а другим – тоже очень, но мало». Но здесь принцип «всем сестрам по серьгам» не подходит. Особенностью национального проекта является то, что достойные поддержки ее получают. В том числе и те вузы, которые имеют четкий план развития и знают, как и на что потратят деньги, полученные по гранту.

О качестве образования

– За последние 15 лет в России в четыре раза увеличилось количество студентов. А количество преподавателей выросло только на сорок процентов. Я могу судить по высшей школе: сейчас качество образования идет на спад. Да и как ему расти? Преподаватель вынужден работать в нескольких местах, не остается времени, чтобы читать, вести научную работу. А преподаватель, который не ведет научных изысканий, деградирует. Должен быть постоянный профессиональный рост. Опять же отрицательно сказывается снижение подготовки абитуриентов. Другая причина – плохая материальная база в учебных заведениях. Есть и духовные моменты: часто современный молодой человек ориентирован не на труд, а на какую-то удачу. Экраны телевизора заполонили удачливые персонажи, что, конечно, не может ориентировать на труд и усидчивость. Абитуриенты приходят все чаще с очень разным уровнем подготовки. Один показывает очень хорошие знания, а другой вообще не имеет навыков к обучению и самоорганизации.

О комплексном подходе

– На мой взгляд, комплекс мер, которые вкупе с нац-проектом помогут повысить качество образования, должен быть таким: во-первых, создание условий, которые позволили бы преподавателю и учителю сосредоточиться на своей работе, а не распыляться. Есть опасность, что деньги, вложенные в материальную базу без повышения квалификации преподавателей, не дадут ожидаемого результата. Сейчас высшая школа финансируется только на шестьдесят процентов от необходимой суммы. Что-то удается покрыть за счет обучающихся платно, но всех дыр все равно не залатать. Так что говорить о выдающемся качестве образования не приходится. За последние 15 лет планка высшей школы значительно опустилась, потому что вузы до недавнего времени были практически брошены государством. Эти проблемы, особенно в 1990-е годы, довели многие вузы до плачевного состояния. Поэтому финансирование должно быть интенсивным, чтобы погасить это отставание. Надеемся, что в программу национального проекта будут включены и эти пункты, чтобы эффект «Образования» был долгим и таким, каким его хочет видеть государство.

Юлия ВЛАСЕНКОВА

2

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость