04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Новая формула с известными слагаемыми

В минувшую среду Государственная дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2007 год. Анализируя этот документ, эксперты отмечают наличие целого ряда отличительных черт грядущего бюджета. Какие изменения привнесены в формулу бюджетной политики, какой характер носят предлагаемые поправки в проект? Решив узнать об этом из первых уст, «ТЖ» обратилась к председателю подкомитета по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального банка России Комитета по бюджету и налогам Государственной думы, члену трехсторонней комиссии Совета Федерации, Государственной думы и Правительства РФ, заслуженному экономисту России Александру БЕЗДОЛЬНОМУ.

В минувшую среду Государственная дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2007 год. Анализируя этот документ, эксперты отмечают наличие целого ряда отличительных черт грядущего бюджета. Какие изменения привнесены в формулу бюджетной политики, какой характер носят предлагаемые поправки в проект? Решив узнать об этом из первых уст, «ТЖ» обратилась к председателю подкомитета по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального банка России Комитета по бюджету и налогам Государственной думы, члену трехсторонней комиссии Совета Федерации, Государственной думы и Правительства РФ, заслуженному экономисту России Александру БЕЗДОЛЬНОМУ.

– Александр Васильевич, еще после принятия бюджета в первом чтении в средствах массовой информации последовал целый ряд критических выступлений представителей так называемого праволиберального толка. Их общий лейтмотив: с таким бюджетом, будь он принят, можно распрощаться с планами удвоения ВВП в намеченные сроки и снижения инфляции. И вообще в условиях падения мировых цен на нефть мы, мол, просто не имеем права позволить себе роскошь столь выраженной социальной ориентированности бюджета. Насколько обоснованы эти выводы? Или же в этих выступлениях реальной экономики гораздо меньше, чем политики?

– Серьезные специалисты в области макроэкономики, опираясь на данные мониторинга, уверенно утверждают: причин для замедления роста ВВП нет. А вот необходимость увеличения роста ВВП есть. Вот из этого и надо исходить. Теперь что касается прогнозов. Одно дело – прогнозы-предостережения: вот, мол, какой нежелательный сценарий развития ситуации можем мы получить, если все мы – парламент, правительство, бизнес-сообщество – не примем исчерпывающих мер по нейтрализации неблагоприятных тенденций, будем плохо работать. И совсем другое дело – пессимистичные, с явным политическим подтекстом рассуждения тех, кто далек от бюджетного процесса. Те, кто изучал проект бюджета, убедились, что в нем заложено наращивание как доходной (на 806,2 миллиарда рублей), так и расходной (на 1074,9 млрд. руб.) его части. При этом Стабилизационный фонд к концу 2007 года должен составить 4238,6 миллиарда рублей. Инфляция же, по расчетам составителей проекта бюджета, в будущем году должна удержаться в пределах 6,5 – 8%.

– К вопросу о прогнозах-предостережениях: если взять отзывы непредвзятых аналитиков – в них обращается внимание на целый ряд значимых тенденций. К примеру, появились признаки исчерпания возможностей экспортоориентированной модели экономического развития. Это связано в том числе со снижением динамики экспорта стратегического сырья, перспективной стабилизации мировых цен на нефть. В проекте бюджета это учтено?

– Когда я делал свои расчеты по бюджету на 2007 год, в ходе подготовки его проекта в июне к нулевому чтению заложенная в нем сумма бюджета составляла 6,628 триллиона рублей. Я внес поправку, поддержанную нашей фракцией «Единая Россия», – с учетом вполне обоснованных макроэкономических, ценовых показателей увеличить доходную часть бюджета на 622 миллиарда рублей. При этом в своих расчетах я намеренно использовал самую низкую из реально возможных ставок цен на нефть марки «Юралс», так называемую «цену отсечения» – 37 долларов за баррель. На самом деле она сегодня, как известно, стоит примерно в два раза дороже. В конечном итоге после первого чтения пришли к консенсусу: планируемую доходную часть бюджета увеличили до 6 трлн. 953 300 миллионов рублей. То есть на 330 миллиардов рублей мы бюджет увеличили. Это хороший показатель, в том числе по сравнению с бюджетом 2006 года, планка которого установлена на отметке

5 трлн. 46 миллиардов рублей. Кстати, как ожидается, в действительности по итогам исполнения бюджета текущего года удастся выйти на сумму, превышающую

6 триллионов рублей. Хотя, конечно, бюджет недостаточный – бюджета, как известно, много не бывает.

Наша фракция поддержала еще ряд моих предложений по корректировке проекта федерального бюджета-2007. В частности, это предложение увеличить на 30% расходы на реализацию национальных проектов, и на 50% – расходы на строительство и содержание дорог. Существенно будут увеличены бюджетные ассигнования и на газификацию российских регионов. Последние два направления хотя формально и не обретают пока статуса национальных проектов – несомненные приоритеты экономической политики. Так, Федеральному дорожному агентству предусмотрено выделение 150,7 млрд. рублей, из них 64,7 млрд. рублей – на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог,

46,2 миллиарда – на содержание и ремонт действующей сети федеральных автомагистралей и еще 39,8 млрд. рублей получат субъекты РФ в виде субсидий на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования. В 2007 году предусмотрено также финансирование 48 федеральных целевых программ на общую сумму 534,3 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 159,1 млрд. рублей, или на 42,4%.

– При прочтении бюджета обращает на себя внимание существенное расширение государственных инвестиций – почти в полтора раза в реальном выражении. Расходы инвестиционного характера должны увеличиться в будущем году до 2,7% ВВП. Вполне логично и то, что эти средства пойдут на поддержку конкурентоспособности высокотехнологичных секторов. В то же время, Александр Васильевич, согласитесь, в этом секторе точек роста гораздо больше, чем создано промышленных и инновационных ОЭЗ. Есть соответствующий потенциал и у нашей области. И что же, отложить его реализацию до тех времен, когда получим федеральное «добро» на создание ОЭЗ?

– Ни в коем случае. Ведь создание особой экономической зоны – отнюдь не единственный способ сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях. В проекте бюджета-2007 заложены расходы на развитие национальной экономики в размере 495,1 миллиарда рублей, что почти на 150 миллиардов превышает соответствующие затраты из бюджета текущего года. Еще одна важнейшая особенность бюджета будущего года – существенный рост трансфертов субъектам Федерации, они в реальном выражении увеличиваются почти на треть. Кстати, Тверская область в будущем году, как планируется, должна получить в виде финансовой помощи из федерального бюджета 4 431,9 миллиона рублей (и это без учета субвенций ЗАТО), что на 885,6 миллиона рублей больше, чем поступило в текущем году.

– Позвольте сразу уточнить: эту цифру представителям Тверской области в Госдуме пришлось лоббировать?

– Не без этого. Были приняты в том числе и мои предложения, которые позволили увеличить объем федеральной помощи бюджету Тверской области на сумму более 50 миллионов рублей. Так вот, в перечне направлений этой помощи есть отдельная графа – средства из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). В бюджете текущего года заложены поступления из этого фонда в область в размере 2 167, 2 миллиона рублей, в проекте будущего года заложено 2 705,8 млн. руб., то есть предусмотрено увеличение более чем на 500 миллионов. Эти средства можно использовать в том числе на поддержку перспективных региональных проектов в промышленной, инновационной сферах. Одним из таких проектов в нашей некогда славящейся льноводством области, на мой взгляд, могло бы стать создание единой технологической цепочки, объединяющей передовые льноводческие хозяйства, профильное ВНИИ, машиностроителей, изготавливающих льнотехнику, и текстильщиков и швейников, производящих конечный продукт глубокой переработки льна. Понятно, что одними средствами ФФПР здесь не обойтись, понадобятся и вложения из бюджетов всех уровней, в том числе рассмотрение вопроса о возможном создании особой экономической зоны.

– В ходе обсуждения проекта федерального бюджета высказывались замечания в том смысле, что в нем не предусмотрена в достаточной степени поддержка развития местного самоуправления, из-за чего реализация 131-ФЗ становится проблематичной. Действительно, ведь муниципалитеты первого уровня нуждаются в средствах на реализацию своих полномочий, их глав надо учить основам муниципального управления, а это опять-таки затраты. Региональные бюджеты в одиночку такую нагрузку не осилят.

– Средства на поддержку местного самоуправления заложены в тех суммах, которые перечисляются регионам из ФФПР. Согласен, этого недостаточно, но я уже отметил, что сумма финансовой поддержки области на будущий год увеличена на 885 миллионов рублей.

– Александр Васильевич, как известно, наша Тверская область стала первым российским регионом, где уже с начала текущего года законодательно введены принципы результативного бюджетирования в полном объеме. Однако тон в освоении принципов БОР задается, безусловно, на федеральном уровне. Насколько реализован переход к БОР в федеральном бюджете-2007? И на достижение каких именно конкретных результатов он нацелен?

– Ожидаемые результаты – это в том числе продвижение к решению тех задач, что поставлены в четырех национальных проектах. И потому вполне закономерно, что после состоявшихся в минувших июне–августе обсуждений во фракции «Единая Россия» основных параметров бюджета – так называемого нулевого чтения – показатели проекта претерпели существенные изменения прежде всего за счет роста по сравнению с 2006 годом (на 78%) расходов на приоритетные национальные проекты, включая проект «Демография». О последнем хочется сказать особо: мы должны были давно взяться за эту проблему, а поправляем ситуацию только сейчас. Вот один из предпринимаемых шагов к ее решению: принято решение, что выплата матерям при рождении второго ребенка составит 250 тысяч рублей.

Отмечу также, что, концентрируя ресурсы на приоритетных направлениях, прежде всего в сфере образования и здравоохранения, мы ставим задачу обеспечить создание сети институтов, оказывающих качественные социальные услуги. То есть былой подход, заключавшийся в крайне неэффективных попытках поддержать всю сеть социальных учреждений, уходит в прошлое. Сейчас ставится вопрос о необходимости реформирования этой сети, о повышении требований к каждой школе и больнице, к их персоналу.

– Отличительная черта бюджета-2007 – его ярко выраженная социальная направленность. При этом размер профицита предполагается уменьшить на 268,7 млрд. рублей. Не слишком ли велики риски?

– А это опять-таки к вопросу о бюджете, ориентированном на результат. Наша фракция понимает под конкретным результатом, например, следующий: бюджетник, военнослужащий стал получать большую зарплату, и соответственно увеличилась отдача от него на работе – его мысли уже не заняты постоянно проблемой, как свести концы с концами, он больше замотивирован на поиск решений в той сфере, где он занят. Проектом бюджета предусмотрено значительное увеличение денежных выплат различным категориям бюджетников, а также военнослужащим. В результате оплата труда (включая начисления) в составе бюджетных расходов должна возрасти в реальном выражении на 18%. Запланирована индексация оплаты труда бюджетников с 1 сентября 2007 года в 1,15 раза, денежного довольствия военнослужащих (с 1 января – в 1,1 раза и с 1 декабря – в 1,15 раза). Минимальный размер оплаты труда проектом бюджета планировалось поднять до 1400 рублей. Однако фракция «Единая Россия» сочла это недостаточным. Глава фракции, председатель Государственной думы Борис Грызлов, комментируя итоги недавней встречи с главой Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым, сообщил о том, что МРОТ будет повышен в 2007 году до 2 тысяч рублей. Наша фракция предлагает также увеличить размер индексации зарплаты бюджетников хотя бы до 20 – 25%, поскольку заложенный в проекте бюджета ее уровень не соответствует реалиям. По мнению спикера, поддержанному депутатами фракции, Минфин и МЭРТ совместно с профильными думскими комитетами должны более внимательно посчитать эти цифры и найти возможность их увеличить. И не за счет увеличения доходной части бюджета, а путем перераспределения средств внутри него. Прежде всего речь идет о затратах на управленческие структуры: административное звено растет несоизмеримо, и это, помимо всего прочего, очень мешает эффективно бороться с чиновничьей бюрократией. У страны за последние 10 – 15 лет сформировался значительный социальный долг, обусловленный низким уровнем зарплат бюджетников и пенсий. И сегодня мы имеем возможность платить по этим долгам. Кроме того, мы полагаем, что запланированные меры позволят бороться с таким явлением, как «зарплата в конвертах».

Заложены в проекте бюджета и меры по повышению жизненного уровня пенсионеров – индексация базовой части трудовой пенсии и увеличения ее страховой части. Предполагается, что средний размер трудовой пенсии составит на 1 января 2007 года 2822 рубля, в итоге в совокупности пенсии вырастут на 20%. А на

1 января 2008 года запланировано выйти на уровень трудовых пенсий – 3255 рублей, то есть он приблизится к размеру прожиточного минимума пенсионера. Конечно, этого мало. Но это превышает инфляцию.

Что же касается рисков… У нас сохраняется нынешний порядок формирования Стабилизационного фонда. Сейчас есть возможность превратить Стабилизационный фонд, во-первых, в источник для фонда будущих поколений, который должен составлять 7 – 9% бюджета, чтобы дети росли здоровыми и могли получить достойное образование. И во-вторых, чтобы он стал источником повышения ВВП.

Беседовала Светлана БАКАРДЖИЕВА

5

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию