10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Обеспечение полномочий

Почти год назад в Тверской области прошли выборы в органы местного самоуправления первого уровня. Выбраны депутаты поселений, выбраны главы. Власть привели к народу по принципу: с этих спросите за все. И люди спрашивают. Но в ответ приходится молчать или тоже в унисон сетовать на власть, на ту, которая повыше.

Почти год назад в Тверской области прошли выборы в органы местного самоуправления первого уровня. Выбраны депутаты поселений, выбраны главы. Власть привели к народу по принципу: с этих спросите за все. И люди спрашивают. Но в ответ приходится молчать или тоже в унисон сетовать на власть, на ту, которая повыше.

Полномочия переданы, но лишь часть, отдельные социальные объекты остались где-то в невесомости между районом и поселением. А как же бюджет? Как карта ляжет или, точнее, как сложатся отношения с главой района. Ситуация на самом деле характерная для всех 46 регионов Российской Федерации, которые приступили к реализации закона о местном самоуправлении раньше остальных. Однако все без исключения субъекты РФ должны реализовать этот закон в полном объеме до 2009 года, и не наступить на те же грабли, похоже, не удастся: учатся на своих ошибках.

И Тверская область учится, уже целый год. По итогам решено: сельские поселения двух муниципальных районов – Лесного и Калининского – наконец получат все необходимые полномочия в полном объеме, остальным муниципалитетам первого уровня передадут еще 27 полномочий, и на уровне районной власти останется только девять полномочий – реформа движется. Но большинство представителей сельского самоуправления Калининского района вдруг стали отказываться принимать полномочия. Обозначенная причина – не готовы. О других возможных причинах создавшейся ситуации «Тверская Жизнь» беседует с заместителем губернатора и руководителем департамента финансов Тверской области Василием ТОЛОКО.

– Почему все-таки Калининский район наряду с Лесным выбран для пилотного проекта?

– Потому что именно в Калининском районе больше всего нарушений по разделению полномочий между муниципалитетами первого уровня и районной властью – это первое. Второе: район находится близко к областному центру и, если говорить об уровне финансового благополучия каждого поселения, в местных муниципалитетах первого уровня он примерно одинаков, а это значительно облегчает процесс передачи полномочий. И, наконец, третье: когда в апреле вопрос только начал прорабатываться, департамент финансов получил полное согласие на участие в пилотном проекте со стороны главы Калининского района Петра Толстова. Мы также собирали глав поселений района, и единственным их возражением на тот момент было то, что для реализации всех полномочий будет уже недостаточно тех помещений, в которых они сейчас работают. Потому что будут необходимы новые специалисты. Мы объяснили, что из Фонда реформирования муниципальных финансов будут выделены дополнительные средства на оборудование типового офиса администраций поселений.

– Предполагалось, что в пилотный проект войдет также и Кимрский район …

– Да, но там есть долги по газу. И в случае передачи полномочий могла возникнуть путаница, кто с ними будет рассчитываться.

– Были какие-то возражения со стороны представителей муниципалитетов первого уровня в Лесном районе по поводу участия в пилотном проекте?

– Нет, Лесной район сам выступил с инициативой по передаче полномочий муниципалитетам первого уровня в полном объеме. И это при том, что экономическое положение по объективным причинам там в разы хуже, чем в Калининском. Лесной район абсолютно не газифицирован, а населенные пункты рассредоточены, что, конечно, вызывает ряд трудностей при исполнении 131-го закона.

– Сегодня главы поселений Калининского района заявляют, что не предусмотрена финансовая обеспеченность дополнительных полномочий и нет профессиональных кадров на местах.

– А через два, три года эти кадры неожиданно появятся? На самом деле такая позиция представителей местного самоуправления просто обескураживает. Хочется спросить: а куда вы шли? Второго октября 2005 года многие из этих глав баллотировались в поселковые собрания депутатов и только потом были избраны руководителями поселений. То есть, по сути, их должность, работа – результат реформы местного самоуправления, а теперь они от нее отказываются?

Что касается финансовой обеспеченности, разумеется, она предусмотрена. В прошлом году, когда Тверская область только вступала в закон о местном самоуправлении, многие исполнительные органы власти, и в том числе федеральные, были не совсем подготовлены к новой реформе. Так, например, в нашем распоряжении не было статистических данных применительно отдельно к каждому муниципалитету, были только общие данные по районам. Это же касается и сведений по доходам от налогов. В результате у нас не было объективной и точной картины по уровню материальной обеспеченности каждого поселения. Поэтому при распределении дотаций мы опирались на принцип подушевого финансирования. Сейчас ситуация изменилась, мы имеем всю необходимую информацию по каждому муниципалитету первого уровня, а значит, и выделение средств из областного бюджета будет проходить, опираясь на более объективные факты. На сегодняшний день у нас обсчитаны необходимые суммы на реализацию каждого полномочия. И в зависимости от того, сколько полномочий будет передано на уровень поселений, столько средств поступит из областного бюджета. Поэтому закон «О решении органами местного самоуправления отдельных вопросов местного значения вновь образованных поселений Тверской области» необходимо принять до начала финансового года, чтобы при формировании бюджета были заложены расходы по соответствующим статьям.

– Какие из новых полномочий поселений помогут органам местного самоуправления зарабатывать самостоятельно?

– Во-первых, это доходы от налога на землю, возможность выдавать разрешение на строительство и аренду. Во-вторых, налоги на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, система штрафов. Это тот небольшой перечень, который актуален для каждого поселения, и, конечно, он может быть расширен в зависимости от конкретных особенностей муниципалитета. Поэтому очень странно слышать, что главы поселений не хотят исполнять новые полномочия.

Когда поселения Калининского района получат полномочия в полном объеме, закон позволяет органам самоуправления первого уровня уже самостоятельно передавать полномочия опять на районный уровень. Время покажет, сколько поселений это сделает после того, как закон будет принят.

– В самом начале нашего разговора вы упомянули, что именно в Калининском районе выявлено больше всего нарушений по разделению полномочий между районом и муниципалитетами первого уровня. Перечислите, пожалуйста, конкретные факты.

– По закону о местном самоуправлении доходы от аренды земли должны перечисляться в бюджеты поселений. Между тем в начале этого года Калининский район представил документы с реквизитами счетов именно района. В федеральном казначействе работают квалифицированные люди и, конечно, сразу выявили нарушение. В результате в течение нескольких месяцев деньги, предназначенные для бюджетов поселений, просто висели в воздухе и работа только сформированных органов местного самоуправления во многом была дестабилизирована.

Непонятная ситуация весь этот год складывалась и с выделением дотаций из районного бюджета. От представителей поселений к нам поступило много жалоб по этому поводу: в поселениях с примерно одинаковым количеством жителей размеры финансирования из районов кардинально различались. Более того, в течение года изначально планируемая бюджетная поддержка из района неоднократно урезалась на внушительные суммы. Особенно эта ситуация касается тех двух поселений, которые выступают за участие в пилотном проекте.

– А разве нет возможности законодательно исключить факт бюджетного шантажа?

– Мы внесли изменения в закон о межбюджетных отношениях, запрещающий урезать бюджеты поселений в течение года. Увеличивать можно, да, но не уменьшать.

Диктовать району конкретные цифры, которые следует выделять муниципалитетам первого уровня, запрещено Конституцией: другой уровень власти.

Однако есть другой реальный выход, который мы и предложили: передача полномочий на уровень поселений в полном объеме. Это позволит поселениям быть самостоятельными и не зависеть от районной власти.

Беседовала Айсель ГЕРЕЙХАНОВА
8

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию