27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

НПО в ПНПО

В реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) первым делом взялись менять систему начального профессионального образования (НПО). Реформа профтехобразования началась с ключевого для нацпроекта слова – инновации. Вместе с обновлением материально-технической базы, способствующей более качественному процессу обучения подростков, в учреждениях НПО стали вводиться инновации. Как выяснилось, они касаются не только образовательной программы.

В реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) первым делом взялись менять систему начального профессионального образования (НПО). Реформа профтехобразования началась с ключевого для нацпроекта слова – инновации. Вместе с обновлением материально-технической базы, способствующей более качественному процессу обучения подростков, в учреждениях НПО стали вводиться инновации. Как выяснилось, они касаются не только образовательной программы. На встрече директоров учреждений системы НПО с руководителем департамента образования Тверской области Евгением Муравьевым в Ржеве «ТЖ» узнала, какие инновации поджидают студентов лицеев и ПТУ в новом учебном году.

Вопрос о специалистах среднего звена (специалистов с приставкой «квалифицированный») встал ребром в регионе, да и в России в целом, как-то неожиданно. Скопились воедино и прорвали плотину, разделяющую ситуацию «не-слышно-значит-хорошо» и ситуацию «пора-действовать-будет поздно», сразу несколько факторов. Во-первых, дети «неустойчивых» девяностых дружно решили не повторять ошибок отцов-матерей и стали столь же дружно армией менеджеров по продажам и старших кассиров-консультантов. Во-вторых, в постперестроечное время такие профессии, как ткачи, токари, слесари, механизаторы, заслуженно приобрели гриф «непрестижно». Сейчас же они потихоньку возвращают себе статус уважаемых и хорошо оплачиваемых. В-третьих, демографический кризис, охвативший страну, ударил в первую очередь, причем больно, по «средней» нише обучающихся. Поэтому, будущих пекарей, слесарей и дизайнеров сегодня не только нужно поддерживать, но и холить. В этом (среднем) сословии рабочих профессий еще долго не будет лишних. Сегодня в нашей области очень быстро появляются новые заводы и возрождаются старые. А посему спрос этих заводов на рабочие руки – рождает предложение учреждений НПО на эти же самые трудовые ресурсы. Раньше и предприятиям было нечего спросить у ПТУ, да и ПТУ в ответ ничего не смогли бы им презентовать. Тема социального партнерства была открыта…

Когда экономическая ситуация в регионе стала выравниваться, тверские предприятия еще долгое время не обращали внимания на «полуфабрикаты» местных училищ. Опять же по нескольким причинам. Главная из них: долгая разруха вынудила заводы сокращать штат сотрудников и не набирать новеньких. Другая – сами училища на тот момент не знали, кто нужен на производстве. А потому несметное количество, к примеру ткачих, попросту осталось невостребованным. Фактически отсутствовал механизм социального заказа между ПТУ и предприятиями.

Кардинально в нашем регионе ситуация стала меняться три года назад. Задолго до рождения национального проекта «Образование». Тогда только пришедшая команда губернатора Дмитрия Зеленина сразу стала включать область в различные пилотные проекты Министерства образования и науки. Впоследствии большинство из этих проектов стало основой одного нацпроекта. И даже внесенный на апробацию «сверху» термин «инновации» впервые пришелся ко двору в нашей межстоличной губернии.

В своем традиционном августовском выступлении перед директорами учреждений НПО Евгений Муравьев привел ряд примеров положительной динамики развития социального партнерства предприятий и ПТУ. По словам Муравьева, контрольная цифра приема студентов в училища на сегодняшний день отвечает всем межведомственным требованиям администрации Тверской области.

Для увеличения количества обучающихся и их стимулирования в рамках ПНПО существуют системы поддержки лидеров и педагогов грантами. А также региональными премиями. Эта система опробована на практике. Кстати, два учителя профучилищ уже стали лауреатами стотысячных грантов. Активно продолжается процесс информатизации. В 2004 году компьютеров в ПТУ и лицеях было 530, а в этом году их уже 593. Вдвое увеличилось число подключенных учреждений системы НПО к глобальной сети. К этой проблеме с особым трепетом относятся как в департаменте образования, так и в самом министерстве.

Со следующего года будет введено нормативное (или, проще говоря, подушевое) финансирование учреждений НПО. Тверская область и тут в передовиках по ЦФО. Теперь на каждого ученика с учетом индексации по выбранной профессии, ступени и расположения учебного заведения будет выделяться конкретная сумма. Что позволит эффективнее распределять бюджетные деньги между профучилищами.

Выражаясь словами Евгения Муравьева, «закрутился новый виток модернизации и реформирования системы. Пока ПТУ не совсем эффективно ориентированы на рынок труда. Изменения в системе НПО должны затронуть договорные отношения с предприятиями. Промежуточные цифры приема в этом году указывают на то, что училища уже стали изначально заботиться о трудоустройстве своих студентов. С прошлого года мы видим небольшое сокращение числа поступивших, что говорит о понимании руководством ПТУ значимости социального партнерства». С 72 до 98 увеличилось количество профессий, предлагаемых тверскими училищами. Это при том, что состоялась реорганизация учебных заведений после передачи их из ведомства министерства под контроль департамента. ПТУ стали региональными ресурсными центрами. Прошел первый областной конкурс по трудоустройству выпускников.

Выросли и инвестиции со стороны заинтересованных в рабочих руках организаций: с 244 тысяч рублей в 2004 году до 2,5 миллиона рублей в 2006 году. И эти инвестиции носят долговременный характер.

Проведенный департаментом анализ проблем ПТУ определил приоритетные задачи: восполнение штата педагогов и мастеров обучения, а также укрепление материально-технической базы. Пока недостающие вакансии закрывают путем перенагрузки учителей. А учительский корпус учреждений НПО тем временем стареет. На почти 17 тысяч учеников в скором времени действительно не будет хватать педагогов. Администрацией области предусмотрен комплекс мер, дабы выйти из сложившейся ситуации. Потихоньку с начала учебного года эти меры будут приниматься. В первую очередь это касается сельской местности.

В заключение Муравьев озвучил приоритеты департамента на год. Главное для системы НПО – сформировать региональный перечень профессий, повысить конкурентоспособность выпускников, создать единую общественную контролирующую службу (есть пилотный вариант оценки качества обучения).

— Понятие социального партнерства нужно расширить, интегрировав начальное и среднее профобучение, — заключил Евгений Муравьев.

Арсик БАЙРАМЯН

22

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию