19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Бизнес в свободном полете

Недавние авиакатастрофы заставили еще раз вспомнить очевидную истину: небо – оно одно на всех! Чтобы – не приведи Бог! – ни в кого не врезаться, не погубить ни себя, ни других, надо соблюдать правила и четко следовать указаниям диспетчера. Таким вот «диспетчером» в экономике является закон.

Недавние авиакатастрофы заставили еще раз вспомнить очевидную истину: небо – оно одно на всех! Чтобы – не приведи Бог! – ни в кого не врезаться, не погубить ни себя, ни других, надо соблюдать правила и четко следовать указаниям диспетчера. Таким вот «диспетчером» в экономике является закон.

Новый федеральный законопроект «О защите конкуренции» на днях прошел третье чтение в Государственной думе. Вполне успешно – обычно склонные к жарким дискуссиям депутаты сочли его весьма востребованным и своевременным (по мнению многих экономистов, даже несколько запоздавшим). В настоящее время он направлен на подпись президенту. В деловом мире его ожидают с живым интересом. «ТЖ» обратилась к руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ирине Деминой с просьбой рассказать о новациях в антимонопольном законодательстве.

– Ирина Семеновна, у нас ранее действовали два закона: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на финансовых рынках». Чем вызвано принятие нового закона? Только ли целесообразностью свести два потока в одно русло?

– Разумеется, не только этим! Я хочу сразу же обратиться к людям бизнеса: новый закон действительно ограничивает возможности чиновничьего произвола, и стало быть, вы будете свободнее. Однако он и повышает вашу ответственность, если вы будете действовать вразрез с предписаниями закона.

А теперь, если разрешите, я расскажу предысторию: в начале 2004 года правительство было озабочено резким ростом цен на бензин. Он был вызван согласованными, но, по действующим на тот момент нормам, недоказанными действиями нефтяных компаний. Так правительство пришло к выводу о необходимости ужесточения антимонопольных мер, и была поставлена задача разработать новый закон – единый для товарных и финансовых рынков.

Скажу сразу, и разработка, и прохождение законопроекта, который должен был учесть почти пятнадцатилетний опыт конкурентного правоприменения и становления конкурентных основ развития экономики страны, проходили, мягко говоря, непросто.

И вот, наконец, 14 июля 2006 года. Совет Федерации единогласно одобрил принятый Государственной думой Федеральный закон «О защите конкуренции», который в случае подписания его Президентом Российской Федерации вступит в силу через девяносто дней после опубликования.

– Стало быть, мы можем ожидать, что он вступит в силу еще до конца года?

– Мы на это надеемся. Защита конкуренции – это государственная экономическая политика. Введение нового закона позволит приблизить решение основной задачи ее реформирования. С одной стороны, роль государства в экономике будет сокращена, с другой – усилится эффективность антимонопольного регулирования.

Новый закон создает единые правовые и организационные основы антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках.

– Новый закон в самом деле снижает нагрузку на бизнес?

– Да, и значительно. Упрощается процедура прохождения государственного контроля при осуществлении сделок по экономической концентрации. В частности, он освобождает антимонопольный орган от обязанности отслеживать мелкие сделки, увеличивая порог объема сделок, при совершении которых их участники обязаны обращаться за разрешением в ФАС. Участникам рынка не нужно будет испрашивать разрешения ФАС на приобретение мелких пакетов акций. Теперь интерес антимонопольного органа должны будут вызывать только крупные приобретения, при которых доля покупателей пакетов будет преодолевать пороги блокирующего и контрольного пакета акций и пакета размером в 75%.

Закон снижает с 65 до 50% значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которая позволяет квалифицировать его положение как доминирующее. Он вводит понятие коллективного доминирования, когда совместная доля рынка пяти компаний превышает 35%.

В то же время он устанавливает «презумпцию невиновности» для хозяйствующих субъектов, т.е. прежде чем предъявлять претензии, антимонопольный орган должен будет доказать факт доминирования.

Новый закон детализирует понятие «государственная помощь» и наделяет ФАС правом контролировать государственную и муниципальную помощь в том случае, если она не предусмотрена законом о бюджетах различного уровня. Исключение составляют только субвенции, которые выдаются из президентского и других резервных фондов.

– Итак, закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. А можно их конкретно сформулировать?

– Давайте попробуем. Итак, новый закон «О защите конкуренции» содержит четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, и существенно уточняет определение доминирующего положения хозсубъектов на товарном рынке.

Он уточняет понятие «согласованные действия» и дает принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности. Закон отныне избегает оценочных терминов при определении монопольно высокой и низкой цены. Он детализирует понятие «государственная помощь». И формирует исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать; он также определяет процедуры и критерии принятия решений антимонопольным ведомством.

Также очень важно, что закон дополнен специальной процессуальной главой, которая регулирует рассмотрение антимонопольным органом заявлений и представлений граждан.

– Ирина Семеновна, прокомментируйте, пожалуйста, еще один, также очень важный документ – поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях, подготовленные антимонопольной службой.

– 22 июня 2006 года Правительство Российской Федерации одобрило и приняло решение направить в Государственную думу проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)», подготовленный Федеральной антимонопольной службой.

Эти поправки направлены на совершенствование системы санкций за нарушение антимонопольного законодательства и позволят не только наказывать, но и эффективно предупреждать антиконкурентные действия.

В КоАП будет введен принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться от суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

– А о размерах штрафов можно чуть подробнее? А то они прежде для серьезного бизнесмена были просто смешные…

– Максимальный размер штрафа может составлять до 2% за злоупотребление доминирующим положением и до 4% – за картельный сговор от суммы выручки нарушителя, что будет адекватно экономическому ущербу от нарушения.

Кроме того, в КоАП будут введены прямые составы административных правонарушений, предполагающие дифференцированные санкции. Для должностных лиц – штрафы или дисквалификация сроком на 3 года. Для юридических лиц – в расчете от суммы выручки.

– Вот это звучит уже серьезно!

– Следует сказать, что помимо ужесточения и дифференциации санкций за нарушение антимонопольного законодательства важнейшей новацией в КоАП должна стать норма об освобождении от административной ответственности участников картельных соглашений. В КоАП будут четко прописаны условия «программы смягчения».

Это добровольное заявление в антимонопольный орган об участии в соглашении или согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию; затем – отказ от участия в таких соглашениях или согласованных действиях. А также предоставление антимонопольному органу информации, необходимой для установления факта такого соглашения или согласованных действий.

ФАС России рассчитывает, что поправки в КоАП будут приняты Государственной думой во всех чтениях на осенней сессии до конца года.

Интервью вела Лидия ГАДЖИЕВА

21

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость