18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

В ОАО «РКС» подвели итоги отопительного сезона

Нынешняя зима преподнесла неприятный сюрприз коммунальным службам, установив абсолютный рекорд по продолжительности периода чрезвычайно низких температур. Суровые метеоусловия стали настоящим испытанием на прочность как техники, так и людей. Отопительный сезон 2005/06 гг. остался позади. Его итоги мы подводим вместе с начальником производственно-технического департамента ОАО «Российские коммунальные системы» Олегом Серебренниковым.

Нынешняя зима преподнесла неприятный сюрприз коммунальным службам, установив абсолютный рекорд по продолжительности периода чрезвычайно низких температур. Суровые метеоусловия стали настоящим испытанием на прочность как техники, так и людей. Отопительный сезон 2005/06 гг. остался позади. Его итоги мы подводим вместе с начальником производственно-технического департамента ОАО «Российские коммунальные системы» Олегом Серебренниковым.

– Олег Николаевич, в ходе минувшего отопительного сезона многие коммунальные предприятия во время морозов столкнулись с проблемами в обеспечении потребителей теплом и горячей водой. Как отработали РКС этот период?

– Действительно, практически все предприятия энергетической отрасли работали в авральном режиме. Предприятия ОАО «РКС» не стали исключением. Следует признать, что в пик холодов все оборудование работало в режиме максимальной нагрузки. Тем не менее в зонах ответственности РКС, а это 11 субъектов Федерации, где работает наша компания, не было ни одного случая размораживания сетей теплоснабжения. Если и были повреждения, то их последствия ликвидировались в максимально сжатые сроки. Более того, график и параметры работы тепловых сетей на большинстве территорий строго выдерживались. Однако надо заметь, что в ряде регионов наши дочерние компании столкнулись с проблемами. Это коснулось в первую очередь жителей одного из микрорайонов Твери – микрорайона «Южный», где наблюдалось отклонение температурного режима в квартирах от нормативных показателей. По этому поводу была создана специальная комиссия РКС, которую я возглавлял. Результаты работы комиссии были представлены тверской общественности через СМИ. Как следует из заключения специалистов, причиной критической ситуации в «Южном» стал ряд факторов, таких, как неудовлетворительная подготовка жилого фонда к отопительному сезону, несоответствие ГОСТу домов при их строительстве, температура подачи теплоносителя с АО-энерго, что во время сильных морозов «оголило» весь спектр проблем.

Кроме того, в период экстремально низких температур наружного воздуха, как известно, резко возрастают финансовые затраты из-за увеличения расхода топлива. Это весьма ощутимо даже для такого крупного частного оператора, как РКС. И только благодаря гибкости действующей системы поставок топлива потребности дочерних зависимых обществ (ДЗО) ОАО «РКС» своевременно удовлетворялись. Главное, что и в экстремальных условиях количество топлива поддерживалось на уровне неснижаемого нормированного запаса. В целом отопительный сезон 2005/06 гг. РКС прошел на должном уровне. Я бы поставил за его прохождение твердую четверку.

– Какие профилактические мероприятия по предупреждению аварийности на коммунальных сетях в летний период 2005 г. позволили пройти отопительный период с наименьшими потерями?

– Во-первых, это качественное планирование производственных программ дочерних обществ ОАО «РКС». В компании ведется анализ статистических данных по аварийности за три прошедших года. Благодаря этому сегодня мы лучше понимаем ситуацию на каждом объекте, соответственно более грамотно выстраиваем техническую политику.

Во-вторых, это подготовка объектов коммунальной инфраструктуры к предстоящему отопительному сезону во время летней ремонтной кампании. РКС проводят предупредительный ремонт на участках сетей с высокой степенью износа в максимально полном объеме. Так, например, только в Твери летом 2005 года было переложено более 11 километров теплосетей.

Аварию, как известно, дешевле и проще предупредить, чем устранять ее последствия в морозы, поэтому одним из важнейших этапов подготовки является наладка гидравлических режимов тепловых сетей, которая позволяет рационально распределять энергию по всей тепловой сети. Важное место занимает опрессовка сетей дважды в год, с ее помощью мы выявляем «слабые» места.

Во всех 11 регионах, где работают РКС, открыты объединенные диспетчерские пункты, которые в режиме реального времени отслеживают и управляют ситуацией на местах. В период особенно сильных морозов была налажена оперативная связь с регионами, откуда в центральный офис компании поступали информация по текущей обстановке и отчеты за прошедшие сутки. Это способствовало принятию оперативных решений по выходу из сложных ситуаций. Создание неснижаемых аварийных запасов материалов, необходимых для своевременного ремонта возможных повреждений.

– Нередко одной из причин аварии является человеческий фактор. Какие шаги предпринимаются, чтобы устранить или минимизировать его влияние?

– Прежде всего это обучение персонала РКС, в том числе эксплуатационного и ремонтного, потому что грамотная эксплуатация, как известно, – залог безаварийной работы. Персонал всех подразделений РКС ежегодно после прохождения обучения сдает экзамен.

Сформирован и укомплектован штат аварийно-восстановительных бригад, члены которых прошли необходимый инструктаж. Особое внимание уделяется подготовке персонала к работе в условиях возникновения нештатных ситуаций. Регулярные противопожарные и противоаварийные учения также стали нормой работы РКС.

– Департаментом технической политики РКС введена паспортизация дочерних предприятий по их готовности к отопительному периоду. С чем это связано?

– Для того чтобы повысить ответственность сотрудников предприятий в регионах, сделать более действенным контроль со стороны местных надзорных организаций (Госэнергонадзор, пожарная инспекция и т.д.) и центрального аппарата компании за результатами подготовки коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону, была использована принятая в РАО «ЕЭС России» система паспортизации готовности к работе в зимних условиях как ДЗО, так и его персонала.

В паспорте указывается перечень всех организационных и технических мероприятий, которые должны быть проведены. Об их выполнении говорит подписанный комиссией с участием местной администрации акт готовности. Если какие-то из запланированных работ не будут осуществлены в полном объеме, то центральная комиссия РКС откажет дочерней компании в продлении паспорта, предоставив время на устранение недоделок. Провинившийся сотрудник подвергнется административному воздействию. Эти меры способствуют предупреждению возможных грубых нарушений и просчетов в деятельности дочерних компаний РКС. Практика использования таких паспортов в течение всех трех сезонов работы ОАО «Российские коммунальные системы» на рынке предоставления коммунальных услуг показала свою действенность. Были случаи, когда комиссия в регионе выдавала паспорт готовности, а комиссия РКС выявляла недоработки и предписывала их устранять. Подобного рода «двойной контроль» – это имидж РКС и гарантия надежной работы зимой.

– Насколько проведенные в 2005 г. профилактические мероприятия оказались эффективными? Как это отразилось на динамике аварийности?

– Высокий уровень подготовки к отопительному сезону позволил добиться сохранения динамики снижения аварий на сетях. Особенно хорошие показатели достигнуты Владимирскими КС, Петрозаводскими КС, Тамбовскими КС. Следует также отметить работу Донских КС и Тамбовских КС, существенно снизивших аварийность на тепловых сетях. В целом по предприятиям ОАО «РКС» удельная аварийность в 2005 г. снизилась на 12,7% по отношению к прошлому году.

Однако этот показатель не в полной мере отражает работу предприятий РКС, он мог быть намного выше. Чтобы он был более объективным, надо принять во внимание тот факт, что на местах наши подразделения часто вынуждены обслуживать бесхозные коммуникации.

– Есть ли цивилизованные пути решения этой проблемы?

– Бесхозные сети – камень преткновения для коммунальных служб. Как правило, они крайне изношены и являются основным источником аварий. Проблема в том, что регулирующие органы, устанавливающие тарифы, не включают в них затраты на ремонт и содержание таких сетей, так как они не стоят на балансе. Единственный источник компенсации расходов – местный бюджет. Но и здесь при подписании договора с администрацией указываются только те затраты на их эксплуатацию, которые власти могут компенсировать частному оператору из местного бюджета. В среднем эти суммы не превышают 10% от потребностей. Особенно актуальна эта проблема в Томске, где бесхозные коммуникации составляют 30% всех арендуемых сетей. Примерно так же дело обстоит и в Алтайских КС. Сейчас мы ищем пути решения этой проблемы в каждом конкретном регионе совместно с местной администрацией.

В Твери, кстати, проведена большая работа по инвентаризации бесхозных сетей. Благодаря настойчивости коллектива «Тверских коммунальных систем» в муниципальную казну передано 45 километров тепловых сетей и 50 тепловых пунктов.

– Олег Николаевич, а к следующему отопительному сезону «Российские коммунальные системы» также подойдут во всеоружии?

– Да, ведь это стратегический вопрос для РКС. Во всяком случае, затраты на перекладку только тепловых сетей в текущем году будут профинансированы в значительно большем объеме, чем в прошлом. Кроме того, начиная с 2006 г. года ОАО «РКС» меняет тактику: вместо привычного точечного ремонта коммуникаций ставка теперь делается на перекладку сетей полностью. В дальнейшем это позволит оптимизировать расходы компании на их содержание и ремонт. Такой инвестиционный проект уже подписан с администрацией Владимира.

Но еще многое предстоит сделать. Например, в Кирове существуют проблемы с водоснабжением, в Томске – с теплоснабжением. Есть над чем поработать и в Твери. «Южная» котельная этого города вызывает у нас головную боль, поэтому здесь намечено провести большой комплекс работ за время летней ремонтной кампании.

В решении таких сложных задач важную роль играет конструктивное взаимодействие с местной администрацией. Если оно есть, как, например, в Тамбове, Владимире или Петрозаводске, то сдвинуть дело с мертвой точки получается гораздо проще. Складывающиеся партнерские отношения между частным бизнесом и властными структурами способствуют достижению цели – повышению качества предоставляемых населению коммунальных услуг. В этом заинтересованы и население, и бизнес, и власть.

Светлана Маринина

32

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость