09 Декабря 2016
$63.39
68.25
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Местное самоуправление: сто дней после созыва

В Тверской области идет реформа местного самоуправления. И новые должностные лица муниципальных образований, отработав первую сотню дней, недавно миновали некий символический временной рубеж. А посему мы попросили начальника территориального управления аппарата губернатора Тверской области Сергея Несмеянова прокомментировать первые итоги.

В Тверской области идет реформа местного самоуправления. И новые должностные лица муниципальных образований, отработав первую сотню дней, недавно миновали некий символический временной рубеж. А посему мы попросили начальника территориального управления аппарата губернатора Тверской области Сергея Несмеянова прокомментировать первые итоги.

Ранее в области насчитывалось 43 муниципальных образования, включающих в себя 36 районов, 5 городов областного подчинения,

2 ЗАТО, 614 сельских округов, 18 городов и 28 поселков городского типа. Сегодня у нас 405 муниципальных образований, из них 36 муниципальных районов, 7 городских округов (в том числе 5 городов и 2 ЗАТО) и 362 поселения

1-го уровня, в том числе

318 сельских и 44 городских.

– Сергей Александрович, как по первым итогам работы вы оцениваете целесообразность разделения полномочий между поселением и районом?

– Опыт подтвердил: что это было необходимо. Прежде всего до 1 января 2006 года новые органы власти просто не успевали сформироваться. Напомню, что выборы состоялись 2 октября 2005 года, а конкурсы на замещение должности главы поселения проходили в конце января. В этих поселениях мог возникнуть вакуум власти. Не будем гадать, к чему это могло привести, да еще зимой. Кто бы отвечал хоть за отопление, за жилищно-коммунальное хозяйство, в целом за жизнеобеспечение? Свое­временное разграничение полномочий позволило избежать подобных последствий. Область благополучно пережила суровую зиму, хотя бывали достаточно сложные ситуации – в том же Осташковском, в некоторых других районах. По счастью, главы районных администраций имели необходимые полномочия, предусмотренные областным законом №142, и могли действовать оперативно. Также была очень серьезная помощь со стороны администрации области и, разумеется, контроль.

Пожалуй, я шокирую какую-то часть демократической общественности, но все же скажу: подобный контроль нужен не меньше помощи… Корректный, без давления, но постоянный и пристальный. Ведь к руководству многими поселениями пришли совершенно новые люди, пока не имеющие ни опыта управления, ни необходимых знаний!

Администрация области очень серьезно и целенаправленно заботится о подготовке новых кадров. Куратором данного проекта является заместитель губернатора Тверской области руководитель аппарата губернатора Ирина Владимировна Блохина.

Мы провели уже три обучающих семинара. В них принимали участие вновь избранные и назначенные главы поселений из 33 районов. Программа была тщательно подготовлена; выступали с вводными лекциями и консультировали участников ведущие специалисты практически всех департаментов и комитетов областной администрации и аппарата губернатора. Особое внимание уделялось правовому просвещению. С законодательной базой многие главы поселений были знакомы недостаточно. Это были установочные семинары, а теперь мы готовим уже тематические, с детальным, углубленным изучением тех и ли иных проблем и путей их разрешения.

– Сергей Александрович, а каков вообще образовательный уровень новых глав, их средний возраст?

— И уровень образования, и возраст – самые разные. Есть очень интересные и явно одаренные люди. Мы к ним пристально приглядываемся, поскольку рассматриваем их как кадровый резерв. Сейчас самое главное, чтобы они активно вникали во все сферы, учились, не стеснялись советоваться – мы готовы консультировать их в любое время и по любому вопросу. Но население должно знать, что ни област­ная, ни районная власть не снимает с себя ответственности за судьбу этих поселений и их жителей.

– Очень хорошо, что вы это сказали, Сергей Александрович. У вас большой опыт. Скажите, какие подводные рифы, на ваш взгляд, угрожают кораблю местному самоуправления?

– Самым опасным могло стать некоторое опьянение властью и отсюда – конфликты из-за ее дележа. Споры – кто главнее, кто чем будет распоряжаться... К счастью, благодаря продуманной, тактичной, но твердой политике областной администрации этого удалось избежать. С подготовкой новых глав мы, я думаю, также справимся, если они сами, конечно, поймут, что необходимы знания, и захотят учиться. Это не проблема – мы постоянно разрабатываем специальные программы; у нас в Твери есть филиал Северо-Западной академии государственной службы и т.д.

Однако сейчас я хочу предостеречь их от скоропалительных решений, когда они начнут распоряжаться имуществом…

– О каком имуществе идет речь?

– О том, которое сейчас будет им передаваться для выполнения определенных законом функций. Например, от муниципальных предприятий ЖКХ. Главам разъясняют, что распоряжаться этим имуществом надо очень продуманно, осторожно, взвешивая все возможные последствия. Мы, к сожалению, знаем примеры, когда местная власть передавала объекты ЖКХ каким-нибудь предприятиям крайне необдуманно, не предусматривая последствий. А потом уже областной власти приходилось буквально спасать замерзающее зимой население, обеспечивать поставку топлива, решать другие насущные проблемы. Я обращаюсь ко всем главам местного самоуправления: принимая решение, подумайте, а что дальше?

По указанию губернатора его заместитель Владимир Грабарник разработал методику передачи имущества, чтобы соблюдался единый, правильный подход к этому очень важному делу. Ей и надо следовать.

– Сергей Александрович, события в Спирове вызывают большой интерес у читателей. Их оценивают неоднозначно…

– А по сути дела все это совершенно естественный, закономерный процесс формирования исполнительной власти. Дело ведь не в той или иной личности – это вопрос профессионализма в управлении. Глава района и глава районной администрации – это различные по своим функциям должности. Глава района – фигура скорее политическая, а глава администрации – прежде всего хозяйственник. По своей структуре администрация – это исполнительно-распорядительный орган. Глава района должен руководить представительным органом власти, а глава администрации – решать повседневные, конкретные вопросы.

– Как же будет замещаться пост главы администрации?

– На конкурсной основе. Депутаты совместно с районной и областной администрациями разработают требования, создадут комиссию, она рассмотрит кандидатуры. И по итогам конкурса выберут самого достойного. Это вполне демократичный подход. В областной администрации эту технологию давно изучали, взвешивали «за» и «против», губернатор поддерживает это начинание.

– Спировский район просто первым пошел по этому пути?

– Да, я убежден, что это оптимальный вариант, и рекомендую такой принцип формирования власти всем муниципальным образованиям. Он больше соответствует духу времени.

Мы много рассуждаем о вертикали власти, которая в действительности пока отсутствует. На мой взгляд, главы администраций – муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения – должны назначаться с согласия депутатского корпуса вышестоящей исполнительной властью. Вот тогда можно будет говорить о вертикали власти. И это не подменяет принципа самоуправления. Местное самоуправление – это не один глава района, а прежде всего депутатский корпус, избираемый всенародно.

А то население порой жалуется на своего главу, которого сами же и избрали. Требуют его снять, обижаются, а ведь глава района и даже губернатор его снять не могут!

Приходится признавать, что некоторые избранные главы свою ответственность сознают лишь на словах…

– Так вы уже с этим столкнулись, Сергей Александрович?

– К сожалению, да. И это убеждает меня в том, что нужно активнее внедрять новый принцип формирования мест­ной власти.

– Вы готовите создание совета муниципальных образований?

– Да, мы считаем целесообразным преобразовать Ассоциацию муниципальных образований «Верхневолжье» в совет муниципальных образований. Планируем завершить организационную работу к концу полугодия. Однако ее тормозит то обстоятельство, что не все муниципальные образования (и в первую очередь сельские поселения) надлежащим образом зарегистрировали свои уставы. К сожалению, их главы не понимают, что из-за отсутствия регистрации их тоже как бы не существует юридически…

В целом этот процесс идет хорошими темпами и в верном направлении. Недавно возникла интересная инициатива: в Лесном и Конаковском районах согласились с 1 января 2007 года все полномочия, предоставляемые 131-м законом, передать на уровень поселений. Вот тогда это будет уже своевременно.

Лидия ГАДЖИЕВА

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию