24 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Тот самый джаз

На минувшей неделе Тверь на пару часов почувствовала себя Нью-Орлеаном и помолодела лет эдак на тридцать. Самый джазовый человек нашего города вышел на сцену ТЮЗа, взмахнул рукой и сказал: «ENJOY!» Волшебной палочки у Евгения Малышева, конечно, не было…

На минувшей неделе Тверь на пару часов почувствовала себя Нью-Орлеаном и помолодела лет эдак на тридцать. Самый джазовый человек нашего города вышел на сцену ТЮЗа, взмахнул рукой и сказал: «ENJOY!» Волшебной палочки у Евгения Малышева, конечно, не было… Впрочем, я, пожалуй, не смогу в этом поручиться! Потому что зал в ответ восторженно загудел и стал наслаждаться, с каждой мелодией радостно освобождаясь от опостылевшей скорлупы размеренных будней. JVL BIG BAND – оркестр знаменитого Виктора Лившица – сделал вечер 23 февраля двойным праздником. И, слушая его, все мы вспомнили, что не так уж давно, в 60-е годы, наш город считался одним из центров джазовой культуры в России. Восстановить былую славу, создать в Твери джаз-клуб и приобщить молодежь к музыкальному творчеству - заветная мечта Евгения Малышева. Она легла в основу его проекта джЕМ , который в тот вечер начал воплощаться в жизнь под патронатом Тверского вагоностроительного завода.

Когда-то тверские музыканты вливались в оркестры Рознера и Людвиковского. Да что там, у Утесова солировали с успехом! В 1965 году в Твери джазовый фестиваль проходил – под крылышком горкома комсомола, конечно, но то были просто непременные правила игры. Джаз нельзя, так сказать, идеологизировать он для этого слишком свободен. Может, поэтому в былые времена его так опасались комиссары от культуры?

Но «нестоличный» статус Твери обеспечивал ей определенную свободу маневра. А географическое положение и культурные традиции – знакомство с новейшими музыкальными течениями и высокий уровень собственного творчества. Кто знает, возможно, сказался и дух фрондерства, эдакой неистребимой вольницы, свойственный обитателям нашей губернии, – душа у них оказалась джазовой. Однако город наш не только поставлял солистов лучшим оркестрам страны, но и сам мог гордиться очень даже недурственными коллективами, и они собирали полные залы!

Тверь в те годы, можно сказать, дышала в ритме джаза, притопывала и поводила плечом в такт. Джазовыми оркестрами могло похвастаться не только музучилище (там он был, по общему признанию, великолепен), но и дворцы культуры. ДК «Металлист», где играл оркестр под управлением Владимира Мишуровского с полным составом традиционного биг-бэнда, по справедливости, следует назвать первым. Суть же в том, что джаз звучал везде и его мелодии пронизывали повседневную жизнь. «Это был бульон, в котором мы варились», – вспоминает Малышев. А в концентрированном растворе, как известно, происходит кристаллизация…

Старые записи малышевского джазового оркестра и сегодня гонят адреналин похлеще многих нынешних раскрученых-перекрученных и зафанеренных «звезд». А ведь они никогда не смогут в полной мере передать атмосферу тех концертов! Но очевидцы до сих пор вспоминают, как загоралась молодежь и мощная энергетика переполняла аудиторию – хоть турбину подключай! Как Малышев играл на двух саксофонах и низкие ноты у него выходили удивительно бархатными. И даже черную рубашку с золотым кантом вспоминают тоже…

Тверской джаз, саксофонист в черной рубашке – они стали легендой. Но кто сказал, что легенды не возвращаются? Да, такое происходит нечасто, но все же порой случается! Для этого необходимо соединение трех факторов – социальная востребованность; появление энергичного и харизматичного лидера; материально-организационный ресурс. И в Твери они сошлись чудесным образом. Прежде всего благодаря ответственной и дальновидной социальной политике депутата Законодательного собрания, генерального директора Тверского вагоностроительного завода Владимира Савина.

Его депутатская программа и перспективные планы руководителя крупнейшего промышленного предприятия Верхневолжья предусматривают действенную заботу о развитии как корпоративной, так и в целом тверской культуры, возрождении традиций, реализацию серьезных просветительских проектов. Одним из них, как известно, стало восстановление шефства над ДК «Металлист», что буквально спасло главный культурный центр Заволжья от обветшания и полной гибели.

Идею своего заместителя по связям с общественностью, кандидата психологических наук Евгения Малышева он поддержал тоже – пусть молодежь увлекается музыкой, собирается в джаз-клубах и на концертах – слушает, играет, живет духовно богатой, насыщенной жизнью. Пусть возрождает тверской джаз, который дает людям радость творческого полета и дружеского общения. И кому браться за это дело, как не бывшему первому джазмену города? Который к тому же еще горазд сам взять саксофон и тряхнуть стариной к восторгу общества?

Вот так родился проект джЕМ – он авторский, и присутствие инициалов Евгения Яковлевича в аббревиатуре абсолютно естественно (джЕМ - доктрина жанра Евгения Малышева). Это вообще в русле джазовой традиции – имена музыкантов как бы «кодируются» в названиях оркестров, компаний, проектов). Однако это прежде всего удачное совпадение, поскольку слово-то хорошо знакомо и понятно всем джазменам и поклонникам жанра. Джем, джем-сейшн – на профессиональном сленге это спонтанное музицирование оркестра или просто группы музыкантов. Так сказать, в полное удовольствие – и свое, и публики. До полноценного джем-сейшна при нынешнем состоянии тверской джазовой культуры пока далеко, и Малышев это знает, как никто другой. Однако дайте срок!

– Мы организовали приезд в Тверь Виктора Лившица с его оркестром, – говорит Евгений Малышев. – Это как бы первое открытое заседание нового тверского джаз-клуба. А в долгосрочной программе – воссоздание былой джазовой атмосферы Твери. Наш проект триедин: во-первых, это приглашение в Тверь лучших музыкантов, как российских, так и зарубежных, по возможности. Во-вторых, это широкое знакомство аудитории с лучшими образцами джазового творчества – и здесь необходимо участие радио и телевидения. У нас есть много ценных и даже уникальных записей. Поддержка СМИ необходима – в наше время реализация серьезного, крупномасштабного, долгосрочного проекта предполагает определенные технологии. Наконец, проект направлен на воспитание молодых тверских джазменов. Мы, музыканты старшего поколения, тоже тряхнем стариной. Я, например, хочу играть! Мне есть чем поделиться.

Мы возрождаем джаз не только потому, что это прекрасная и еще не совсем утерянная тверская традиция. Он поможет разрешить многие проблемы нашего общества. Чрезвычайно важно понять, что джаз – это модель межличностных и даже социальных отношений. Он учит объединению, взаимопониманию, творческому сотрудничеству. Джазовая культура не приемлет пассивного потребления – на диване с попкорном и банкой пива. Джаз – это всегда творчество, и для музыкантов, и для слушателей.

Высочайшую оценку проекту дал и знаменитый маэстро Лившиц, а его мнение чрезвычайно авторитетно. Ведь созданный им оркестр за пять лет своего существования с блистательным успехом выступал на многих российских и международных фестивалях, а сам маэстро – из плеяды талантливейших российских джазменов 60–70-х годов. Виктор Лившиц – из числа тех, кто возрождает в нашей стране высокую джазовую культуру, а потому на приглашение Малышева он откликнулся с энтузиазмом.

Вот что сказал он в коротком интервью нашей газете:

– Евгений Малышев – это рыцарь жанра и прекрасный музыкант. Я счастлив, что давняя джазовая традиция Твери жива и будет развиваться. У тверского джаза есть не только прошлое, но и будущее. Особенно трогает и обнадеживает отношение вашего вагоностроительного завода, который поддерживает развитие музыкальной культуры. Я уверен, что благодаря этому проекту в Твери появятся свои молодые талантливые джазовые музыканты и она станет одним из центров джазового творчества в России. Кстати, большинство джазовых музыкантов родились не в столицах, а приехали в Москву или в Питер из других городов – я не люблю слова «провинция» применительно к джазу. Они более мотивированы на успех. Когда-то был и такой проект – «Джазовая провинция»…

-Внутренняя свобода необходима джазовому музыканту?

-Да, но также и очень большая дисциплина. Пусть у молодежи не будет на этот счет иллюзий. Джаз хорош прежде всего как импровизационное искусство. Даже самый прославленный исполнитель классической музыки – это пусть гениальный, но все же трактователь. А джазмен – каждый раз совершает акт творчества. Но к этому творчеству надо быть готовым. Ведь вы не сможете сочинять стихи по-английски, если не знаете английского .

– Что вы думаете о проекте?

– Я считаю проект Малышева чрезвычайно полезным. В свое время джаз подвергся незаслуженному остракизму и стал элитарным. Он был доступен лишь узкому кругу. Это был запретный плод… А теперь у нас другая проблема. У нас произошла девальвация не только российского рубля, но и российской массовой культуры. То, что наша молодежь видит на экранах и эстрадных площадках, зачастую можно назвать культурой лишь условно. Это чудовищно! И только уводит молодежь от мировой культуры, которая могла бы помочь ей справиться с гигантским информационным потоком, с обилием новых технологий. Ей нужна защита, иначе не избежать каких-либо отклонений. А джаз – как и любое творчество, впрочем, – может дать молодому человеку такую защиту и духовную опору.

Лидия ГАДЖИЕВА

97

Возврат к списку

В Завидове Тверской области проходит национальный туристский форум «Реки России»
В Конаковском районе обсуждают проблемы прежде такого популярного, а ныне возрождающегося вида отдыха, как путешествия по воде. В Тверской области насчитывается 760 рек длиной более 10 км.
23.06.201720:53
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость