06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Газета не умрет никогда. Но чем живет она сегодня?

Научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» собрала в Московском государственном университете ведущих экспертов научного мира и практиков газетной полосы России, Белоруссии, Украины.

Научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» собрала в Московском государственном университете ведущих экспертов научного мира и практиков газетной полосы России, Белоруссии, Украины.

Спасибо, МГУ, уже за то, что дал шанс деканам, преподавателям журфаков и руководителям ряда СМИ обсудить координаты профессии в мире информационных волн.

Разумеется, речь шла и о работе теле- и радиоканалов. Но мы сегодня остановимся на зернах и плевелах, что рождает наша газетная нива в системах профессиональных координат.

Что новенького? - Все! Без разбора

Индустриальный поток обезличенной, равнодушной, товарно-продажной информации все более становится целью многих современных СМИ. К такому выводу приходят исследователи (И.Дзялошинский, М.Симкачева, Л.Александров). Они усматривают в этом феномене безразличие пишущего к этическим и профессиональным кодексам. Но читатель не только и нестолько потребитель. Он создание духовное, которому не все равно, что стоит за скороспело кинутой новостью. Технологизм, бьющий на опережение конкурентов, и самореклама, скандальчики и слухи, стряшилки и тусовки - весь мутный поток псевдоновостей уже получил название информационного цинизма. Увы, востребованного значительной частью непритязательных читателей.

Качественная пресса во всем мире становится все более прессой элиты для элиты и все менее востребованной массовым читателем. Падают ее тиражи. Пресса желтеет в угоду коммерции. Экономическая зависимость, клановая ангажированность, информационная всеядность, низкий уровень профессионализма пишущих и говорящих - все это в итоге формирует особый тип читателя, невзыскательного и бездуховного.

Применительно к местной прессе скажем лишь одно: давайте оглянемся каждый на себя. Пока не поздно. Глобализация медиасферы нам здесь пока не грозит. Глуполизация (ой, кажется, изобрела сложное слово!) - уже в наличии.

От СМИ к СМК дорога нелегка

Зачем мы есть? Ответ на вопрос о курсе и сути издания означает основу понимания коммуникативной стратегии. Функция любого СМИ - есть процесс взаимно обусловленный: журналисты делают газету для очевидного читателя. Совпадение мировоззренческих позиций пишущего и читающего - успех газеты. Нравственное право журналиста формировать и формулировать интеллектуальные и духовные запросы читателей. Это высший пилотаж честного служения профессии.

При таком качестве труда СМИ из информационного листка способно вырасти до СМК - средства коммуникации, то есть создания поля адекватности мировоззренческих парадигм издания и его читателей. (Так считают такие авторы, как К.Антонов, О.Аристархова, А.Гончаров). Однако качественные преобразования СМИ, установление механизма обратной связи как формы воздействия общества на информационные процессы и содержание информации может опираться лишь на свободу прессы, демократические принципы диалога - общество - власть - печать и безусловный профессионализм пишущих. Пока же СМИ выступает как информатор, а еще точнее как средство манипулирования общественным сознанием. При таком положении дел общество выступает суммой апатичных людей с недоразвитыми потребностями в информации. То есть, пока «пипл хавает», можно ничему не учиться и не сострадать. Так будет, пока СМИ позиционируют себя в роли служанки лишь бизнеса (или амбиций власти), презрев роль социального средства общения и взаимодействия людей, - сознательных и требовательных граждан. Из каждой ли «лягушки» вызреет «царевна», трудно сказать. Но кто хочет лишь сыто и покорно квакать, иной судьбы не достоин. Правда?

Искушение свободой в кавычках и без

Патриарх российской журналистики, декан факультета журналистики МГУ Ясен Николаевич Засурский не нуждается в представлении и похвалах. И все же его труд «Искушение свободой» (кстати, разошедшийся влёт), дает представление о глубине системного анализа маэстро. Засурский еще в 2004 году говорил о небывалом «для мировой журналистики столкновении двух революционизирующих тенденций: с одной стороны, изменение общественного строя России, становление свободы печати, а с другой - общемировой процесс научно-технической информационной революции». Через опыт постижения степени «свободы слова» автор рассматривает процесс превращения российских СМИ из «приводного ремня», подручного инструмента партии в самостоятельный институт гражданского общества. Впрочем, этот путь оказался традиционно тернист. (Прости, читатель, сквозь буквы звучит хор из «Собачьего сердца»: «Суровые годы проходят, проходят суровые дни. За ними другие приходят. Они будут тоже трудны»). Помните восторги по отмену цензуры? Честный рыцарь газетной строки Ясен Засурский пишет совсем уж немодное: «Сначала у нас был кризис, основанный на отношениях с властью, государством, теперь это кризис, основанный на отношениях с властью экономической». Исследователь дает четыре градации современной российской прессы, четыре ее модели: инструментальную, четвертой власти, авторитарно-корпоративную и модель из комбинации свободной прессы и капитала политической информации. Новый век, по мысли ученого, связан с интернетизацией и глобализацией информационного пространства. При этом журналистское сообщество России, ее регионов именно за счет современных технических средств имеет шанс вести мониторинг собственных деяний и развивать медиакритику как воздух журнализма.

Не могу удержаться и не привести еще одну цитату: «Свободный журналист нуждается в свободном гражданине. И наоборот. Свободу может защитить только свобода!»

Так в чем же наше богатство

В кулуарах конференции то и дело вспыхивали споры о том, кто кого… Ну никак не освободимся от большевизма. На этот раз апологеты Интернета пугали грядущим небытием газетчиков. Но «наш ответ Чемберлену», наши аргументы базируются на опыте, и не только своем. Сегодня в мире самая читающая страна Япония (по количеству времени чтения газет японцы в лидерах). И это при том, что и сотовый телефон как средство общения столь же популярен.

Немцы по этому поводу выражаются, может быть, не столь изящно, но сверхубедительно. Недавние мои встречи с молодой исследовательницей немецких средств коммуникации Лидией Уффманн обогатили такими доводами: газета даже если зло - необходимое, а еще - пошутим? - ею в отличие от Интернета можно убить муху… Да, и у нас, и там интересы рекламодателей святы: «Реклама - это сладкая информация. Уход десяти процентов рекламодателей - угроза жизни, а двадцати - гибель издания». Журналистику в немецкой прессе иногда сравнивают с врожденной шизофренией, с растроением личности: в одном лице ты хронист, экономист и даже немного художник. И, наконец, особо дорогая сердцу формула «оттуда»: «Богатство газеты в качестве ее читателей».

«Ребята, есть за что бороться!»

Слово надежды мы, как ни странно кому-то покажется, услышали от Ю.Ровенских (РИА РБК): «Газета не умрет никогда». Он, в частности, сказал, что сегодня выживание отдельных изданий более чем проблематично.

Однако, согласимся, если проявить отвагу в формировании и использовании конкурентных преимуществ в создании читательской аудитории, то за счет рекламных блоков можно формировать отдельные коммерческие и (за их счет) интеллектуальные блоки. Это справедливо как в отношении столичных, так и местных, областных, районных изданий. Сегодня РБК контролирует до половины российского рынка рекламы. Агентство идет активно в печатную версию, наряду с деловыми появляются издания для молодежи, автомобилистов, туристов, ученых… Важен при этом функционально-интерактивный подход в формировании информационно-рекламного потока. Что называется, не жалеть сил и средств на создание качества читателей-потребителей.

В этом году рекламный ресурс печатных СМИ Ю.Ровенских обозначил в 1,5 миллиарда не наших денег. «Ребята, есть за что бороться!» - сказал выступавший под молчаливую реакцию зала.

Что спасовали, не столь продвинутые в рекламных изысках собратья по перу? Не верим в себя? Оно, конечно, Москва велика, искушенна и своего не отдаст. Но шанс есть у каждого. Если не ставить самоцелью гонку за рублем.

ххх

P.S. Мировой скандал вызвали публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Не от большого ума датских и иных журналистов это произошло. Чтить чужие святыни - обязанность каждого культурного человека. Но в связи с этим только одно замечание: мусульманский мир негодует по поводу газетной страницы. Иные формы распространения информации в расчет не берутся. К счастью. Газета, печатный текст от века и доныне воспринимается как документ.

Наше ремесло в мире все больше приближается едва ли не к саперному. Без права на ошибку. За которую так часто платят другие.

И последнее. Касаясь сугубо российских реалий, давайте помнить, что, по большому счету, наше с вами Слово, наши трудные истины как взаимные скрепы информационно-экономического и духовного пространства между народом, властью и обществом. Иначе зачем мы?

Кира КОЧЕТКОВА

9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию