23 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Народное единение: Тверской вклад

День народного единения только на первый взгляд представляется новым праздником для России. На самом деле традиция вспоминать о славном дне окончательного преодоления Смуты, совпавшем с православным праздником почитания иконы Божьей Матери.

День народного единения только на первый взгляд представляется новым праздником для России. На самом деле традиция вспоминать о славном дне окончательного преодоления Смуты, совпавшем с православным праздником почитания иконы Божьей Матери Казанской, существовала и до революции.

В советские времена о народном ополчении, собранном нижегородским земским старостой Козьмой Мининым и возглавленном воеводой князем Дмитрием Пожарским, стали активно вспоминать после начала Великой Отечественной войны, что было вполне естественно и понятно. Однако идея единства сословий, благодаря которому только и стало возможным изгнание врага из Отечества и его возрождение, плохо уживалась с классовой идеологией. В угоду последней советские учебники истории главным героем освобождения от Смуты представляли Козьму Минина как представителя простонародья, роль служилых людей или дворян всячески принижалась, а о роли духовенства не говорилось вообще ничего. Между тем, если судить по тому, как излагали основные события этого времени такие историки, как Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский, именно деятели Русской Православной Церкви - патриарх Гермоген, келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын и архимандрит Дионисий - сыграли совершенно исключительную роль в объединении народных сил. Именно православие стало той объединяющей силой, благодаря которой разоренная и раздираемая междуусобицами страна смогла объединиться и спасти себя и свою веру от поругания.

Особая роль в этих событиях принадлежит нашему земляку - преподобному Дионисию, архимандриту Троице-Сергиевской лавры. Его малая родина - город Ржев, где он был крещен под именем Давида. Вскоре отец его переселился в Старицу, где стал старостой Ямской слободы. Там, в Старице, Давид выучился грамоте у двух иноков Успенского монастыря и стал священником. После смерти жены и двух сыновей он постригся в Старицкой обители и стал ее казначеем, а затем был возведен в сан архимандрита. Судьба низложенного и сосланного Лжедмитрием I в Старицу первого русского патриарха Иова не смутила Дионисия. Возможность принятия мученического венца скорее способствовала, чем остужала его стремление вмешаться в ход событий. Он стал приезжать в охваченную смутой Москву, где был замечен многими, в том числе и патриархом Гермогеном. Однажды, по преданию, он, единственный из близких к патриарху людей, не оставил его в тот час, когда толпа изменников набросилась на Гермогена, осыпая его ругательствами и иными оскорблениями. Гермоген, который вскоре был заточен поляками в подвале Чудова монастыря в Кремле и в конце концов умер там от голода, незадолго до смерти сумел из своего заточения послать в Нижний Новгород грамоту, в которой благославлял всех, поднявшихся за Родину. После смерти патриарха Гермогена его дело продолжил именно Дионисий. К тому времени переведенный в лавру, он стал посылать оттуда знаменитые Троицкие грамоты, опираясь на которые Козьма Минин и начал сбор средств на ополчение. Эти грамоты расходились по всей Руси - в Рязань, Ярославль, Москву, Поволжье. В них содержались призывы к духовенству, воеводам, простым людям соединяться и всем миром идти на выручку Москвы.

Став одним из духовных вождей общерусского сопротивления польскому ставленнику Лжедмитрию II, Дионисий не потерял связи с родной для него тверской землей. Так, в одной из Троицких грамот, переданных ополчению Пожарского в начале апреля 1612 года, в частности, говорится: «Да марта же 28 приехал к нам из Твери жилец и сказывал, что в Твери, Торжке, Старице, Ржеве, Погорелом Городище также крест не целовали (имеется в виду присяга Лжедмитрию - С.Г.), ждут от вас промысла и совета; Ивана Плещеева (предводителя изменников - С.Г.) в Тверь не пустили, товарищам его и казакам хлеба купить не дали».

Если вспомнить, что несколько ранее, в 1609 году, именно на тверской земле - под Торопцем, Тверью и Калязином - войско князя Михаила Скопина-Шуйского нанесло чувствительные поражения полякам и изменникам-«тушинцам», то общий вклад Твери в освобождение Отчизны и преодоление смуты предстанет не менее весомым, чем доля Нижнего, Ярославля и других русских земель.

Между тем сама Тверь в ту пору испытывала те же трудности, что и вся разоренная польским нашествием и междуусобицами Русь. Петрей де-Эрлезунда, посланник шведского короля Карла IX, проезжавший через Тверь в 1608 и 1611 годах, в своей «Истории о великом княжении Московском» рассказывает, сколь богата и славна была Тверь до Смуты: «В этом городе много красивых церквей, монастырей и часовень, каменных и деревянных; в нем живут епископ и чрезвычайно богатые граждане и купцы, лучшие и искуснейшие во всей земле кузнецы, которые куют железо и медь. Но теперь, - заключает швед, - это самый разоренный город и совсем запустелый во время долговременных войн и смятений, бывших в эти годы».

Спасение Руси стало возможно только потому, что разоренная материально страна не оскудела духовно. И старицкий архимандрит Дионисий в своем пастырском служении обнаружил эту духовную мощь. Когда войско Пожарского и Минина по пути к Москве достигло Троицко-Сергиевой лавры, именно Дионисий благословил его на освободительный поход. Сильный осенний ветер дул навстречу воинам, так что трудно было идти против него. Но в тот момент, когда Дионисий осенял уходившую рать животворящим крестом, как пишет в его жизнеописании Евгений Поселянин, «ветер вдруг изменился и подул в тыл войску от самой обители». И после освобождения Москвы от поляков Дионисий и весь освященный собор вступили в Кремль с торжественным пением.

Присутствовал архимандрит Дионисий и на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Романова. Он же и благословил уже избранного Михаила.

Таким образом, тверская земля, приняв на себя все беды Смутного времени, став ареной важнейших битв с захватчиками и изменниками, выдвинув одного из духовных вождей общерусского единения, сыграла выдающуюся роль в спасении и возрождении Отечества. Поэтому у нас немало оснований считать день 4 ноября не только общероссийским, но и нашим тверским праздником.

Сергей ГЛУШКОВ

40

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость