07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Мемориал «Медное»: пятилетка проблем

Медновскому мемориалу - пять лет. Для тех, кто помнит долгую и достаточно драматичную историю раскрытия тайн медновских захоронений жертв репрессий, как и долгий, да по сути и не завершившийся процесс создания самого мемориального комплекса, срок этот вовсе не выглядит малым

Медновскому мемориалу - пять лет. Для тех, кто помнит долгую и достаточно драматичную историю раскрытия тайн медновских захоронений жертв репрессий, как и долгий, да по сути и не завершившийся процесс создания самого мемориального комплекса, срок этот вовсе не выглядит малым. Не будем повторять то, о чем писалось в десятках статей и книг. Напомним лишь об одном: на сегодняшний день комплекс «Медное» - единственный на территории нашей области объект международного значения и уровня. И поэтому его развитие и, пусть это не выглядит кощунственно, туристическая привлекательность не могут не волновать тех, кто думает о завтрашнем дне нашего края.

Год назад мы писали о непростой ситуации, возникшей после того как комплекс из учреждения прямого федерального подчинения превратился в филиал Санкт-Петербургского музея политической истории, о том, как питерские хозяева запрещали сотрудникам мемориала экспедиции по сбору исторических материалов о тверской истории ХХ века и как тормозили завершение работ по созданию здесь Историко-музейного центра. Очевидно, тревога, которую мы тогда подняли, в какой-то степени помогла выйти из этой ситуации. Во всяком случае, весть об открытии музейной экспозиции на территории комплекса «Медное» подтверждала это.

Конечно, открытие нового музея в наши дни, когда культурное пространство скорее сжимается, чем расширяется, - событие весьма отрадное. И репортажи коллег из тверских СМИ об этом событии носили по преимуществу оптимистический характер. И я с удовольствием присоединился бы к этому хору при одном условии: если бы я ничего не знал о концепции Историко-музейного центра, разработанной сотрудниками мемориала совместно с известным художником-дизайнером Юрием Решетниковым. Концепции, к сожалению, не реализованной.

Нет, ничего плохого об экспозиции, разработанной Еленой Образцовой совместно с группой питерских художников под руководством Светланы Ханаевой, я не скажу. Очень добротная работа, наглядно и предметно рассказывающая о политических репрессиях в нашем крае, жертвами которой становились священники и инженеры, потомственные дворяне и потомственные крестьяне, о том, как бедствовали родственники осужденных и как попадали под молот репрессий их организаторы-чекисты. Есть, естественно, и раздел, касающийся трагедии польских военнопленных. На каждом из стендов, расположенных в небольшом выставочном зале, можно найти немало интересного и поучительного. Я думаю, что людей, знакомых с историей репрессий, а тем более знающих, что это такое по семейным преданиям, выставленные здесь документы не оставят равнодушными.

Но дело в том, что основными посетителями комплекса в Медном являются школьники, которых с самыми благими намерениями приводят сюда учителя. Для большинства из них документы в витринах - всего лишь пожелтевшие бумажки, а экскурсия, даже самая хорошая - продолжение урока, на который по своей воле они бы не пошли. Этот контингент можно «пробить» только эмоционально. И проект Решетникова был рассчитан именно на эмоциональное восприятие истории. В нем предусматривалось использование звукового и видового ряда для образного раскрытия темы репрессий. Сама экспозиция с помощью нехитрого механизма могла в считанные минуты меняться, позволяя раскрывать новые пласты человеческой и общенародной трагедии. Это была концепция новаторская, современная - то есть именно такая, что способна привлечь внимание современных молодых людей. А то, что получилось, - увы, видано-перевидано в десятках мало друг от друга отличающихся вариантах.

Конечно, можно работать и так. А если вспомнить, что музея могло не быть вовсе, надо радоваться и тому, что есть. Как и тому, что экспедиции, могущие принести новые интересные экспонаты, хоть и не проводились ни в прошлом году, ни в этом, планируются по крайней мере на будущий год. К тому же эмоциональный дефицит основной экспозиции отчасти компенсирует яркая выставка известного тверского художника Бориса Федорова, представившего очень выразительную серию рисунков «Дети расстрелянных отцов» и не менее интересные композиции из цветного стекла, касающиеся темы репрессий.

В этом году мемориальный комплекс «Медное» возглавил новый директор - Наталья Жарова. Уже третий после Бориса Ещенко и Евгении Кравцовой. Перед ней стоят непростые задачи. Одна из них - завершить строительство сервисного блока, замороженное с 2003 года. Напомним, что от первоначального проекта с грандиозным пандусом, как бы уходящим в вечность, решено отказаться по причине его чрезвычайной дороговизны. В общем-то у мемориального комплекса, расположенного всего в нескольких километрах от автомагистрали Москва - Петербург, есть хорошие перспективы. Их реализация зависит от очень многих факторов. Один из них - общественное внимание. Оно поддержит и энтузиазм сотрудников, и активность чиновников, от которых зависит финансирование мемориала. Будем надеяться, что все эти факторы будут действовать в одном нужном нам всем направлении.

Сергей ГЛУШКОВ

4

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию