19 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Юный гром тверского неба

Первым делом, первым делом керосинчик…

Первым делом, первым делом керосинчик…

По нынешним временам впору грустно пошутить: «Повезло военным авиаторам - у них в году не один праздник. Кроме Дня авиации еще бывают дни, когда дают керосин на полеты». Вот такой день выдался неделю назад и у наших мигаловских авиаторов. Не у всех - лишь у тех, кто летает на АН-22.

Точнее, не день, а ночь - ночные полеты. Тренировочные ли, «вывозные» или инспекторская проверка - это окутано военной тайной для человека постороннего. И всего-то: взлет - круг - посадка, но все же полеты! И я, живя в трех километрах от аэродрома, не удержался и вышел, бросив дела, с биноклем полюбоваться завораживающим. Сначала несколько минут слышен низкий ровный звук, затем он приближается. Тон становится будто выше. И вот оно! Огромная машина, сияя на фоне темного неба фарами и бортовыми огнями, выскакивает из крон дальних деревьев - ночью перспектива искажена, - как огромная птица из гнезда, и, плавно войдя в вираж, уходит с набором высоты в сторону от города, ровно гудя своими четырьмя двигателями.

«Ночные полеты…» Два этих слова с самого детства близки, как родные. Тогда в нашем частном секторе жило много квартирантов-летчиков. Летчиками называли всех, не отделяя действительно летный состав от наземщиков. Жили они постоянно и у нас. И на всю жизнь остались в памяти их словечки. Ночной стук вестовых, собирающих офицеров по тревоге.

Со временем менялась техника. До сих пор еще перед глазами мелькающие сквозь вершины сосен Первомайской рощи фюзеляжи-крестики ИЛ-28, идущих на посадку. Степенно-деловито гудящие ЛИ-2 - советские «Дугласы». МИГ-15, проносящиеся стремительно и легко, - мы, пацаны, их так и звали: «ласточки». Потом эту семью сменили более солидные - ТУ-16 и СУ-7Б. Мы забывали обо всем, наблюдая захватывающее зрелище: вдруг совершенно беззвучно возникал, проносился, чуть не задевая верхушки сосен, и скрывался за дальними деревьями СУ-7Б, и только потом громом пролетал следом звук. Сам самолет уже вдали над аэродромом делал «свечку», вертикально вонзаясь в облако и скрываясь в нем. А затем, уже далеко в стороне, вываливался из другого облака и плавно шел вниз.

Улетели и эти машины, появились другие - АН-22, СУ-17. Улетели СУ-17, прилетели ИЛ-76. А вот «Антеи», старые трудяги, остались и летают, красавцы-толстяки, вместе с ИЛ-76. Но все реже. Впрочем, самолетов-некрасавцев в небе не увидишь: они если и появляются на свет, то летать хорошо, как известно, не способны.

Шло время, менялась техника, а желание постоять у торца взлетной полосы оставалось. В детстве это было любимым занятием. Хотя случалось получать синяки. Горячая газовая струя просто опрокидывала тебя, и, катясь кубарем вместе с велосипедом по аэродромной траве, ты несся прочь от рулёжки. Но это было пустяками в сравнении с ощущением: вот из-за подъема взлетной полосы, словно из-под земли, вылезает, дрожа в тепловых воздушных струях, что-то огромное и оглушительное и проносится над тобой, своим громом буквально вдавливая в землю. Надо ли говорить, как это ощущение усиливалось ночью, в разноцветии аэродромных огней!

Теперь, когда, увы, редко на аэродроме «гоняют» двигатели, приходит чувство какого-то полузабытого особого внутреннего комфорта. Но приходит и удивление: а как же мы живем-то теперь, почти совсем без этого родного звука? Понять это, видимо, может лишь человек, который не в силах удержаться, чтобы не проводить взглядом пролетающий самолет. Хотя тип его он почти безошибочно определил уже по звуку, спутав разве что АН-24 и АН-26. Таким человеком был, например, мой дядька, живший недалеко от аэродрома, в деревне Даниловское. Сельский универсал - шофер, комбайнер, тракторист - он неизменно провожал взглядом всякий самолет и с тоской вздыхал. А однажды добавил тихо и задумчиво: «Вот счастливчики…» Может, и пил поэтому? Такому человеку не нужно объяснять, как рутина «взлет - круг - посадка» может быть праздником.

Этой весной, когда еще не сошел снег, в один из солнечных дней над городом после долгого зимнего затишья вдруг дружно закружили ИЛ-76. Было полное ощущение, что прилетели они из теплых стран и принесли нам весну.

Вот так, дорогие авиаторы, люди небесные, можно воспринимать ваше присутствие в нашем городе. Есть мы, которым без вас чего-то не хватает в повседневной жизни. Так что принимайте, пожалуйста, поздравления с Днем авиации, принимайте поздравления все, кто причастен к Небу. Здоровья вам крепкого и побольше работы. Летной - особенно.

И еще: хорошо бы нам помнить тех, кто отдал авиации жизнь. На Первомайском кладбище есть несколько могил, где похоронены экипажи, погибшие при исполнении служебных обязанностей. Это со времен ИЛ-28 и ТУ-16. Некоторые из этих могил обезображены вандалами. Понятно, что войсковые части сменяют одна другую и такого рода заботы должны, видимо, лежать на военкоматах. Но что-то тут не срабатывает. Было бы хорошо, если бы базирующиеся в Твери авиачасти взяли над этими захоронениями шефство.

И закончить хочется праздничными поздравлениями всем, кто неравнодушен к авиации, пожеланиями чаще летать. Отдельно поздравляю «однополчан», служивших в 119-й истребительной авиационной дивизии, два года срочной службы в которой я вспоминаю с удовольствием и легкой тоской.

Евгений ЖУК

22

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость