12 Декабря 2017
$59.23
69.8
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Консолидация как путь реализации и как цель губернаторского Послания

Очевидная амбициозность Послания губернатора областным законодателям проступает уже в самом жанре документа, напрямую связанного с президентскими посланиями Федеральному собранию

Очевидная амбициозность Послания губернатора областным законодателям проступает уже в самом жанре документа, напрямую связанного с президентскими посланиями Федеральному собранию. Однако ошибутся те, кто увидит в нем лишь произведение, находящееся в рамках пиар-публицистики, поскольку жанр этот требует не только красивых слов и яркого позиционирования, но и наличия достаточно ясной программы действий, являющихся естественным продолжением того, что уже сделано. Поэтому далеко не каждый из региональных лидеров решается подражать в этом отношении Президенту России. Тот факт, что Дмитрий Зеленин решился, свидетельствует о его уверенности в себе и своей команде. Более того, назвав свое Послание ежегодным, губернатор как бы взял на себя обязательство вести абсолютно открытую социально-экономическую политику, основные параметры которой будут регулярно представляться для всеобщего обсуждения. Среднесрочный характер представленной программы не исключает, а предполагает развертывание основных ее положений с расчетом на долгосрочную перспективу.

Риск такой позиции вполне очевиден: ведь теперь любое решение администрации, любая законодательная инициатива губернатора могут быть критически оценены с точки зрения их соответствия заявленной стратегии. Пространство для политического маневрирования явно сужается. Однако и преимущества не менее ясны. Критикам Дмитрия Зеленина придется либо признать его лидерство в стратегическом планировании развития региона, либо разрабатывать свою, альтернативную, стратегию, что сделать весьма непросто, поскольку основные идеи губернаторской стратегии выглядят вполне бесспорно.

Конечно, при известной изощренности можно найти возможность «куснуть» то или иное положение Послания. И желающие наверняка о себе заявят. Будут говорить о трудностях реализации, скажем, основных направлений социальной политики, для которой нужны средства, какие в нашей области на подобные нужды (жилищное строительство, здравоохранение, образование, культура) давным-давно не тратились. Кому-то не понравится курс на экономическую интеграцию с московской агломерацией, в котором можно усмотреть угрозу тверской самобытности. Кто-то скажет, что идея дать возможность всем желающим приобретать участки от 1 до 5 гектаров для постройки собственных усадеб приведет к разбазариванию сельхозугодий. Но такого рода критика вряд ли повысит градус критичности, заложенной в самом тексте Послания. Здесь нет места прекраснодушной мечтательности, приуменьшению реальных трудностей, замалчиванию проблем. В нем открыто говорится о низкой результативности деятельности крупных и средних предприятий, о невысоком качестве работы чиновников и о склонности некоторых из них к злоупотреблениям и коррупции, о социальной и политической инертности регионального сообщества. Признается невысоким и темп решения задач самой администрацией области, и то, что прежние ошибки исправляются ею слишком медленно. Однако все эти обстоятельства ничуть не уменьшают, а, напротив, усиливают стремление высшего должностного лица региона добиться, как сказано в Послании, «эффективного решения вопросов, копившихся годами и десятилетиями».

Главный же смысл Послания видится не в его критичности и самокритичности, и даже не в его ориентированности на выход нашего региона из числа самых проблемных и бедных, а в том, что оно по существу стало первым в новейшей тверской истории документом, способным консолидировать все общественно-политические силы региона. По сути дела, любая организация - партийная или чисто общественная - может найти в рамках Послания те задачи, реализация которых в наибольшей степени соответствует ее программным целям. Левые партии, профсоюзы, объединения ветеранов, культурно-просветительские и спортивные организации вполне могут сосредоточить свои усилия на реализации той части Послания, что отнесена к проблемам социальной политики. Правые и центристские партии, объединения предпринимателей, ученых, специалистов разных отраслей найдут немалое поле деятельности для себя в рамках экономической программы, которая, конечно же, требует уточнения и детализации. Органы местного самоуправления, которые в результате проводимой реформы становятся не только массовыми, но и оказываются гораздо ближе к населению, также обретают в Послании ориентиры для своей деятельности.

По существу, именно консолидация регионального сообщества и создание на этой основе устойчивой системы гражданского контроля за деятельностью власти, как главное условие мирного и устойчивого развития региона, и составляют ту сверхзадачу, на решение которой нацелено Послание губернатора. Конечно, было бы несерьезно говорить о возможности достичь этого не только в течение ближайших трех лет, но и в какие-то иные определенные сроки. Формирование гражданского общества - процесс долгий и сложный, связанный с серьезными изменениями в социальной психологии, в системе ценностей большинства людей. Эти изменения происходят не быстрее, чем смена поколений, и не сами по себе, а в результате долгой и кропотливой работы государства и общественных организаций. Понимая это, Дмитрий Зеленин тем не менее именно эту задачу считает самой главной.

Можно сказать, что губернаторское Послание буквально пронизано идеей гражданского общества. О нем, а точнее об его отсутствии как системы реального общественного контроля за деятельностью власти, говорится в преамбуле документа. Перечнем задач и немногих достижений в деле его построения завершается Послание. И после его оглашения, выступая перед журналистами, Дмитрий Зеленин опять говорил о том, что итогом всего социально-экономического развития области должно стать построение гражданского общества.

Эта настойчивость наводит на мысль о том, что свою роль тверской губернатор воспринимает как своего рода миссию, что выглядит не совсем обычно. Для соответствия этой роли мало быть первым должностным лицом региона. Ведь ни общественные, ни политические организации, ни бизнес-сообщества напрямую губернатору не подчиняются, хотя и зависят в той или иной степени от возглавляемой им исполнительной власти. Да и местное самоуправление, по нашим законам, отделено от государственной власти. Это значит, что, поставив перед всем региональным обществом задачи, которые должны его консолидировать, губернатор должен найти наиболее эффективные способы взаимодействия со всеми структурами - как властными, так и общественными. Эта цель вряд ли достижима средствами «эффективного менеджмента» и требует не столько грамотных управленческих подходов, сколько политической воли и гибкости.

Сам Дмитрий Зеленин считает, что «поставленные в Послании задачи реальны, хотя и трудны для выполнения». Однако лишь время в полной мере определит соотношение между их трудностью и реализуемостью. Но нет сомнений в том, что в решении этих задач заинтересован не только губернатор, но и все мы.

Сергей ГЛУШКОВ, политический обозреватель «ТЖ»

39

Возврат к списку

Владимир Путин пойдет на выборы-2018
Заявление Владимира Путина о намерении вновь баллотироваться на пост главы государства оправдало ожидания подавляющего большинства россиян. Делались предположения, где и когда это важное событие произойдет. Как и в прошлый раз, глава государства не спешил. 
08.12.201720:31
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость