28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Уважение + умение = тема года

Принцип четырех «У» ляжет в основу современной модели образования: уважение к ученику, уважение к учителю, уважение к самой отрасли образования, умение воспитать успешного ученика. Во всем этом видятся перемены психологического характера, однако базой для них должны стать вещи вполне материальные. Обо всем этом было сказано на региональной августовской педагогической конференции.

Принцип четырех «У» ляжет в основу современной модели образования: уважение к ученику, уважение к учителю, уважение к самой отрасли образования, умение воспитать успешного ученика. Во всем этом видятся перемены психологического характера, однако базой для них должны стать вещи вполне материальные. Обо всем этом было сказано на региональной августовской педагогической конференции.

Характерно, что присутствовали здесь не только руководители общеобразовательных учебных заведений, но и педагоги других направлений: учреждений дополнительного образования, коррекционных школ, детских садов, специалисты методической сферы, лидеры общественных организаций.

Заместитель губернатора Ольга Пищулина и начальник департамента образования Алексей Каспржак озвучили главные темы года.

Новые стандарты материально-технической оснащенности школ. В региональных документах нормативы прописаны до мельчайших подробностей: от требований к уличным ограждениям до требований к санузлам. Сейчас в документах обучение в школе именуется не иначе как «образовательная услуга». А для качественного предоставления услуги недостаточно наличия лишь доски и мела. Здесь важно все: и теплая вода, и яркий свет, и чистый туалет. А между тем 32% школ области даже не имеют канализации. Привести к идеальному состоянию все школы области (включая и сельские, расположенные зачастую в старых, малоприспособленных для занятий зданиях) невозможно, но за год-два предполагается обеспечить эти условия для 70 процентов учащихся.

Сейчас большая часть средств направлена на то, чтобы укомплектовать учебные заведения транспортом, лабораторным оборудованием, методическими пособиями. На три года для этих целей запланировано по 450 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.

Создание региональной системы оценки качества. Ее главным компонентом станет ЕГЭ и все, что с ним связано. Результаты ЕГЭ прошлого учебного года чем-то удивили, а чем-то встревожили. Несмотря на то что область имеет среднероссийский показатель, общая картина знаний выглядит заметно хуже по сравнению с традиционной экзаменационной системой: увеличилось число двоечников, уменьшилось число отличников. При этом стоит заметить, что качество знаний не зависит от статуса школы. В некоторых сельских школах ученики оказались более грамотными, чем в городских. К примеру, показателем служит Оршинская школа. По мнению Ольги Пищулиной, нужно искать причину некачественной сдачи ЕГЭ и принимать меры для улучшения показателей не на управленческом, а на методическом уровне. Не все базовые школы справляются со своими задачами, поэтому, возможно, список базовых школ будет пересмотрен, и какие-то из них лишатся своего статуса.

А что касается задач, то для районных и для городских они немного разнятся. Если первые должны основные усилия направить на повышение коммуникативных и воспитательных навыков, на качество преподавания, то от вторых областная власть ждет новаторских идей, создания инновационных образовательных программ, которые могли бы стать методической основой для всего регионального образования.

Программа по реорганизации системы начального профессионального образования ставит амбициозные задачи: изменить отношение общества, а главное, молодежи к этим учебным заведениям. Они должны стать действительно достойными и статусными учебными заведениями. Для этого необходимы коренные преобразования: от изменения внешнего облика здания до совершенствования технологического процесса и улучшения материально-технической базы. Предполагается, что серьезные перемены ожидают учреждения начального профессионального образования уже в 2009 году.

Реорганизация сферы подготовки кадров. Ее необходимо начать с высших и средних учебных заведений, которые готовят педагогов. В большинстве случаев эти выпускники после получения диплома даже не переступают школьный порог. Если в 2007 году в области не хватало 314 учителей, то в 2008 году число вакансий увеличилось до 418. По мнению участников конференции, контрактно-целевая форма подготовки специалистов могла бы стать выходом из ситуации. И задуматься об этом должны и учебные заведения, и потенциальные работодатели. Тем более что область готова финансово участвовать в выплате стипендий. Что касается сельских школ, то как элемент привлекательности профессии здесь будет введена региональная надбавка к зарплате.

Перестройка коснется также сферы переподготовки и переквалификации педагогов, а именно организации работы самого главного учебного заведения для учителей – ТОИУУ. По словам Ольги Пищулиной, существующий формат устарел, необходима не только организационная перестройка, но и обновление методической базы. Опыт показывает: если в области есть блестящая база для подготовки «химиков», то и качество обучения по этому предмету в школах достаточно высокое. То же самое касается и русского языка.

Дошкольные детские учреждения также имеют теперь свою региональную программу. Один из ее главных акцентов – материальный. 46 миллионов из областного бюджета в качестве софинансирования выделяется на капитальный ремонт детских садов, строительство новых. По региональной программе к 2009 году их должно появиться еще 11.

Однако, по словам Ольги Пищулиной, современная образовательная модель до­школьного образования подразумевает не только обновление материально-технической базы, но и внедрение новых образовательных технологий. Приходится констатировать, что педагоги в этом проявляют себя недостаточно. Ярких звезд в этой сфере не хватает.

Такая же ситуация и в учреждениях дополнительного образования.

Школы-интернаты и детские дома – особая группа детских учреждений. Здесь главными являются задачи скорее не образовательного, а социального плана. Все усилия педагоги должны направить на то, чтобы как можно больше воспитанников обрели семью, чтобы способствовать развитию патронатной службы. К сожалению, зачастую сотрудники специализированных учреждений не только не готовы к этому, но и всячески препятствуют. Причина, на первый взгляд, выглядит нелепо: они боятся остаться без работы. Почему-то не все понимают: детские дома и интернаты не могут быть закрыты, хотя бы по той простой причине, что дети, взятые под опеку приемными родителями, юридически остаются прикрепленными к детскому учреждению, которое их контролирует. Стоит ли говорить о том, что на смену одним брошенным детям, к сожалению, приходят другие. От количества детей, устроенных в семьи, теперь будет зависеть показатель качества работы воспитателей.

Подготовила Юлия КРУТОВА

3

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию