23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Детство длиною в жизнь

В детстве, посадив вокруг себя игрушки, я начинала читать им книги, затем задавала якобы слушающим куклам вопросы и сама же на них отвечала, при этом, копируя свою первую учительницу, оценивала и дополняла ответы. Так моя комната превращалась в подготовительную группу детского сада. В первом классе, тренируясь на куклах, я была уверена, что смогу стать педагогом для тех, кто только собирается пойти в школу. Со временем эта мысль переросла в мечту, которой суждено было сбыться… спустя двадцать лет. По заданию редакции в течение одного дня мне предстояло не только понять, кто такой воспитатель, но и попытаться освоить хотя бы элементарные навыки этой, как выяснилось, нелегкой профессии, требующей от ее обладателя спокойствия, находчивости и, самое главное, умения любить.

В детстве, посадив вокруг себя игрушки, я начинала читать им книги, затем задавала якобы слушающим куклам вопросы и сама же на них отвечала, при этом, копируя свою первую учительницу, оценивала и дополняла ответы. Так моя комната превращалась в подготовительную группу детского сада. В первом классе, тренируясь на куклах, я была уверена, что смогу стать педагогом для тех, кто только собирается пойти в школу.

Со временем эта мысль переросла в мечту, которой суждено было сбыться… спустя двадцать лет. По заданию редакции в течение одного дня мне предстояло не только понять, кто такой воспитатель, но и попытаться освоить хотя бы элементарные навыки этой, как выяснилось, нелегкой профессии, требующей от ее обладателя спокойствия, находчивости и, самое главное, умения любить.

Выбрав детсад с приветливым названием «Улыбка», мы позвонили заведующей дошкольным учреждением Елене Тамбовцевой, которем не раздумывая предложила прийти к началу рабочего дня. В семь часов утра я направилась в среднюю группу, где уже были раскрыты окна. «Перед приходом детей помещение нужно проветрить»,– встретила меня, улыбаясь, воспитатель высшей категории Таисия Петрущенкова.

Около восьми часов утра собралась почти вся группа. После завтрака в гости к ребятам зашла педагог-психолог Татьяна Боброва, разработавшая собственную программу, направленную на развитие у детей стремления к учебе. Чтобы успокоить разыгравшихся малышей и подготовить их к работе, Татьяна Боброва решила начать с простых упражнений. Взявшись за руки, дети должны были представить одно большое животное, которое вдыхало (шаг в круг) и выдыхало (шаг назад) воздух. Когда дыхание животного стало ритмичным, перешли на не менее интересную игру «Почта». Сидя на ковре, мы по очереди задавали вопросы и очень быстро от абстрактных тем перешли к личностным взаимоотношениям. «А почему на улице ты отдала лопатку Сереже, а не мне?» – вспомнила вчерашние обиды Света, требовавшая от Оли немедленных разъяснений. «Так захотела», – была лаконична в своем ответе Ольга. «Это не ответ», – не успокаивалась обиженная.

Елена Тамбовцева предложила посетить ясельную группу, поэтому, чем закончилось выяснение отношений между пятилетними девочками, неизвестно. Но после тихого часа Света и Оля, расположившись в кресле, вдвоем искали в книге знакомые слова.

Итак, мы в яслях. К нашему приходу все слезы по поводу ушедших родителей уже были выплаканы, каша съедена, лица, шеи и руки вымыты. Впереди детей ждало музыкальное занятие – одно из любимых среди самых маленьких воспитанников детсада. И в этом, несомненно, заслуга музруководителя Ирины Сорокиной, которая регулярно организует и проводит музыкальные тематические встречи. Тема сегодняшнего дня – поездка на лесную поляну. Усевшись на стульчики, малыши с задором имитировали гудение и шипение паровоза, а потом – на полянке – с восторгом собирали цветы и прятались от лисы. Двухлетний Паша, по всей видимости, решил не покидать своего убежища даже тогда, когда опасность появления рыжего зверя миновала. В детсад он вернулся не на паровозике, как все, а на руках воспитателя высшей категории Тамары Клейн. Слезы потекли градом. Ни на какие уговоры Павел не шел… Отвлекла его внимание помощник воспитателя, которая принесла суп и начала расставлять тарелки.

В средней группе обед уже подходил к концу. «А на третье – компот!» – процитировала Маша строку из известного стихо-творения и, предварительно заглянув в кружку, категорично заявила: «Не буду». Ну, нет так нет. Чтобы не смущать юную леди, я перенесла чашку на стол для грязной посуды. «А теперь буду», – продолжила таким же тоном девочка. Пытаясь себя успокоить, решила предварительно уточнить, чего же все-таки хочет Мария. Однако делать этого не пришлось. Положение спас сосед по столу Дима: «Маша всегда так говорит. Верните компот, она все равно его мне отдаст». И действительно, как только кружка оказалась вновь на столе, Мария демонстративно передвинула ее Дмитрию.

Обед закончен. Дружное «спасибо» отозвалось эхом на каждом этаже детсада. Дети вереницей по привычке потянулись к умывальнику. «А теперь в туалет и в кровать», – как можно мягче сказала я, думая о том, что наконец-то наступил отдых.

Тот, кто назвал этот час тихим, глубоко ошибался. С первых минут начали раздаваться шепот и смех. «Книга всех усыпит», – мелькнула мысль при виде на столе «Красной Шапочки» Шарля Перро. Однако эта идея оказалась ошибочной. Двадцать пар заинтересованных детских глаз смотрели на нового воспитателя, а уже с первых строк посыпались вопросы: «Зачем маленькая девочка пошла одна?», «Кто выселил бабушку в лес?», «Кто зашивал живот волку и удалось ли его вообще спасти?». Понимая, что тихий час превращается в дискуссионный, Таисия Петрущенкова деликатно предложила мне посетить адаптационную группу кратковременного пребывания детей, которая, кстати, есть далеко не во всех дошкольных учреждениях областного центра.

Два года назад, основываясь на опыте российского педагога Татьяны Дороновой, на базе детсада «Улыбка» была создана адаптационная группа, которую вместе с родителями посещают дети, только готовящиеся пойти в детсад. Каждую неделю в течение нескольких часов малыши под присмотром психолога и воспитателей высшей категории учатся общаться друг с другом, не бояться чужих людей и вещей. По словам Елены Тамбовцевой, двухлетний опыт показал, что открытие группы полностью себя оправдало: в яслях уже познакомившиеся с детсадом малыши более самостоятельны и менее капризны, чем их сверстники. Первоначальная реакция на незнакомый коллектив может даже напугать родителей. Год назад, рассказывает Елена Тамбовцева, в адаптационную группу вместе с мамой пришел двухлетний Денис, который каждый раз в течение трех месяцев вставал перед зеркалом и наблюдал за другими детьми. При этом ни воспитатели, ни даже мама не могли его отвлечь игрой. Однажды, переступив порог группы, он сразу же направился к малышам, играющим с кубиками, – зеркало его больше не интересовало.

Но самое главное, отмечает Елена Тамбовцева, ранняя адаптация позволила снизить уровень заболеваемости до 47%.

Возвращаюсь к пятилетним детям. В группе тишина. Все спят. Вот уж где действительно работают профессионализм и авторитет педагога! После сна – полдник, а впереди детей ждали мольберт и краски. Творческие способности малышей в детском саду «Улыбка» воспитатель Ольга Романенко развивает через нетрадиционные виды живописи, например, ниткопись или рисунок по мокрому фону. Сегодняшнее занятие посвящено кляксографии. Дети, по всей видимости, ознакомились с этой техникой задолго до моего визита. Со знанием дела они опускали кисточки в краски, оставляли огромные кляксы на листах, которые тут же сворачивали. «Хорошо получилось», – радовался Леша, любуясь синим пятном, которое стало еще больше. «Сейчас добавим зеленого и желтого »,– продолжал творить мальчик. Не удержавшись от любопытства, я поинтересовалась, что же все-таки он рисует. «Земной шар! Вот океан, а вот это – Земля. Дом сейчас сделаю», – опуская кисточку в коричневую краску, ответил Леша.

После рисования – на прогулку. Удобно расположившись на лавочке, пытаюсь не упустить из виду ни одного ребенка.

«А почему небо голубое?» – неожиданно спросил Иван. Облака, география, класс 8–9-й, азот, кислород, надо что-то отвечать, проносится в моей голове. «И чего тут думать?» – обратилась или ко мне, или к Ване пятилетняя Дарья. «Чтобы солнце было видно. А ночью темно. Тогда на звезды можно смотреть»,– объяснила нам девочка. И действительно, оказалось все просто.

Рабочий день близится к концу. Родители с усталыми улыбками на лице забирают детей. Оказавшись последним, Леша слушает историю про далекую Африку, которую приходится сочинять на ходу, вспоминая сказки Корнея Чуковского и программы телеканала «Discovery» . Родной для мальчика голос прервал рассказ, и, не попрощавшись, он побежал к маме. Остановился, вернулся. «А приходите к нам еще. Ты мне нравишься. Я тебя кораблики научу делать», – протараторил Алексей.

Под конец непростого рабочего дня услышать эти слова от ребенка, который даже в обычной кляксе видит целый мир, было лучшей благодарностью. А у кого-то из таких сложных, но светлых от улыбок дней складывается целая жизнь, которую дошколята превращают в детство.

Наверное, общее мнение о профессии «воспитатель» зависит от самих воспитателей. Одни, жалуясь на зарплату и переполненные группы, работают от не понятной никому безысходности, другие, несмотря на трудности, воспитывают и учат чужих детей, при этом совершенствуют, разрабатывают и внедряют новые педагогические методы. Хочется верить, что последних больше. В детсаду №127, как показал проведенный там день, работают женщины, для которых быть педагогами – призвание.

Елена ПОТЕХИНА

18

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию