23 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Берестяные грамоты, книги… и кошелек Диомида Карманова

Уникальная коллекция рукописей и печатных книг XIV–XIX столетий демонстрируется сейчас в выставочном зале Тверского государственного объединенного музея. Экспозицию «В начале было Слово», открывшуюся в рамках Дней славянской письменности и культуры, осмотрел корреспондент «ТЖ» и своими глазами увидел, как изменялось славянское письмо, печатный алфавит, орнаментика и искусство иллюстрации.

Уникальная коллекция рукописей и печатных книг XIV–XIX столетий демонстрируется сейчас в выставочном зале Тверского государственного объединенного музея. Экспозицию «В начале было Слово», открывшуюся в рамках Дней славянской письменности и культуры, осмотрел корреспондент «ТЖ» и своими глазами увидел, как изменялось славянское письмо, печатный алфавит, орнаментика и искусство иллюстрации.

Первое, о чем нужно сказать, – выставка получилась чрезвычайно красивой. Уже само оформление экспозиции выше всяких похвал: с потолка свисают импровизированные рукописи, посередине зала стоит столик со старинными письменными принадлежностями, а центральная часть его имитирует алтарную часть православного храма. Но имитирует лишь отчасти, поскольку Царские врата – подлинные, XVIII века и происходят из Весьегонского района. Над такой весьма эстетской подачей материала потрудились Борис Федоров, отвечавший за дизайн выставки, и художник Олег Хомутов.

Выставленная коллекция поистине уникальна и по своему качеству, и по хронологическим рамкам, которые она охватывает. Помимо этого важно еще и то, что экспонаты, вошедшие в экспозицию, широкий зритель практически не имел возможности увидеть раньше (авторы экспозиции – научные сотрудники музея Елена Вартанова, Анна Пичугина и Юлия Любченко).

Открывают выставку две берестяные грамоты, найденные в 1983 и 1985 годах в районе старого Волжского моста и медицинской академии (тогда – мединститута), рядом с ними – список второй трети XIV века «Поучения Саввы Дорофея», который, как предполагают специалисты, создан одним из писцов Афонского монастыря. Почему только предполагают? А потому, что писец мог работать над одной книгой несколько месяцев и даже лет, но не всегда указывал свое имя. Это, конечно, затрудняет изучение памятников. Но такое беззаветное служение искусству и человеческая скромность просто не могут не поражать. Здесь же выставлены и «орудия труда» писца – старинные писала, своеобразные прообразы современных канцелярских принадлежностей, а также красивейшее рукописное Евангелие, созданное в 1417 году писцом Илией, – до революции оно хранилось в ризнице Спасо-Преображенского собора. Собственно, не меньшее восхищение может вызвать и еще два редких Евангелия. Первое из них увидело свет в Москве еще до первопечатного «Апостола» Ивана Федорова, второе издано в Вильно Петром Тимофеевым Мстиславцем.

Анонимным типографиям и периоду начала книгопечатания посвящена отдельная экспозиционная витрина. История книгопечатания прослеживается на выставке в рассказе о типографиях последователей Ивана Федорова. Для Симеона Полоцкого была создана специальная типография, к тому же существовал и Московский печатный двор. В этой витрине – богослужебные книги, копия с портрета патриарха Никона, который и начал собирать книги для Московского печатного двора. В них, по словам одного из авторов экспозиции Анны Пичугиной, уже появляются разночтения, которые впоследствии привели к церковному расколу. Кстати говоря, отдельный раздел выставки «В начале было Слово» посвящен как раз старообрядчеству, в нем представлено «Сожжение протопопа Аввакума», четки, ложки с двуеперстием, а также рукописные крюковые ноты, то есть те, которые предшествовали современным, медные старообрядческие кресты и рукопись «Апокалипсиса», украшенная миниатюрами.

Среди других экспонатов особенно хочется отметить жалованные грамоты, в том числе на земли, – «царей Ивана и Петра Алексеевича стольнику Михаилу Мясоедову на вотчину в Костромском и Ярославском уездах», которая отпечатана в Московской Верхней типографии в 1683 году, жития местночтимых святых – Михаила Тверского, Ефрема Новоторжского, проиллюстрированное двусторонними минеями.

До XVIII века бумагу на Русь привозили из-за границы, и только с началом столетия появилась своя собственная, тогда же стараниями Петра I была осуществлена «алфавитная реформа», в результате которой появился гражданский шрифт. Читать его современному человеку уже гораздо легче, чем документы, написанные уставом, полууставом или скорописью, где разобрать неподготовленному посетителю вообще вряд ли что удастся. Но воспринимать их можно и исключительно визуальным образом. В этом смысле первые периодические издания, появившиеся в петровскую эпоху, воспринимаются гораздо легче – известная «Арифметика», составленная уроженцем Осташкова Леонтием Магницким, копии с приказов Петра I, рядом с которыми мирно соседствует почти идеальной сохранности чернильница XVIII столетия.

Помимо памятников письменности выставка дает возможность увидеть также богослужебную утварь, детали православной обрядности и иконы, в том числе уникальный памятник – костяную икону «Воскресение Христово с двенадцатью праздниками», датированную первой половиной XIX века. Она происходит из Калязинского монастыря, в свое время ее пожертвовал обители статский советник А.И. Егоров. Среди других таких пожертвований выделяется вклад рода Шуваловых в ныне не существующий Николо-Малицкий монастырь. Представители этого знатного рода испытывали особое почтение к этой обители, поскольку во время одного из переездов между двух столиц графиня занемогла, и семья вынуждена была сделать остановку в Николо-Малицком монастыре, где больной оказали всяческую помощь. С тех пор Шуваловы стали почитать его: из сокровищ монастыря в фондах тверского музея хранятся ковчежек для иконы, иконка «Богоматерь с младенцем», синодики, жалованные грамоты. Совсем недалеко от этой витрины оформлена витрина, посвященная автору первых трудов по истории Твери и Тверского княжества Диомиду Карманову. Здесь обращает на себя внимание принадлежавший ему кошелек – подарок императрицы Екатерины II – и «Историография» из библиотеки историка.

Авторы экспозиции отмечают, что старопечатные книги дают огромный материал по истории книгопечатания, совершенствования граверного и переплетного искусства. Ведь взять те же переплеты. Их делали из кожи с использованием бархата. Сохранились книги (прежде всего богослужебные) в серебряных окладах, с эмалевыми вставками. Да и вообще процесс изготовления книги в те времена был совсем не тот, что нынче, например, на Архангельское Евангелие – на выставке показывают его факсимильное издание – ушло тридцать телят. И в этом заключается особый дух эпохи, точно так же, как в витиеватых вставках, концовках, орнаментированных буквицах, которые очень похожи на росписи древнерусских храмов.

Евгений ПЕТРЕНКО

19

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость