06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Волшебная Зара

В Тверской областной филармонии состоялся Второй фестиваль оперной музыки. В нынешнем году он был посвящен 90-летию со дня рождения выдающейся певицы и педагога Зары Долухановой. На концерте по этому случаю выступили ее ученики – выпускники и студенты Российской академии музыкального искусства имени Гнесиных.

В Тверской областной филармонии состоялся Второй фестиваль оперной музыки. В нынешнем году он был посвящен 90-летию со дня рождения выдающейся певицы и педагога Зары Долухановой. На концерте по этому случаю выступили ее ученики – выпускники и студенты Российской академии музыкального искусства имени Гнесиных.

Программа называлась «Волшебная Зара Долуханова», и именно этот эпитет – волшебная – более всего подходит для характеристики уникального таланта певицы, прославившейся исполнением произведений камерного репертуара. В далеких шестидесятых годах прошлого столетия Зара Долуханова приезжала в тогда еще Калинин с концертами и выступала в филармонии, старожилы до сих пор хранят память об этих вечерах – настолько большим событием в культурной жизни города они становились. Артистическая деятельность Зары Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии, Новой Зеландии.

Впрочем, начинала свой творческий путь Зара Александровна не как певица, а как пианистка и скрипачка и только в шестнадцать лет нашла свое призвание. Произошло это с помощью камерной певицы и педагога Веры Беляевой-Тарасевич, которая, услышав естественно и красиво звучащие грудные ноты, определила голос юной Зары как меццо-сопрано. Именно занятия у Беляевой-Тарасевич помогли голосу будущей певицы окрепнуть, заложили прочную основу для дальнейшего интенсивного развития. Надо сказать, что профессиональное становление Зары Долухановой проходило не в Московском музыкальном техникуме, где она училась, произошло это потому, что певица встретилась со своим будущим мужем – эрудитом, музыкантом крупного масштаба Александром Долуханяном. Они уехали в Ереван, и этот период Зара Александровна вспоминала как один из самых счастливых и плодотворных в своей жизни. Именно в Армении она стала солисткой Ереванского оперного театра, в котором выступала в ролях Дуняши в «Царской невесте» и Полины в «Пиковой даме». Участие в этих постановках стало серьезным испытанием, первым экзаменом на творческую зрелость.

За несколько сезонов работы в Ереване Зара Долуханова подготовила и исполнила партии Графини де Чепрано в «Риголетто», Эмили в «Отелло», Второй девушки в «Ануш», Гаянэ в «Алмасте», Ольги в «Евгении Онегине». Однако в двадцать шесть лет она вдруг оставляет театр. Причины такого шага объяснил тогдашний главный режиссер Ереванской оперы Микаэл Тавризиан, который заметил существенный профессиональный скачок, сделанный молодой певицей, отметил блеск колоратур, новые краски тембра. Ее ждало блестящее будущее, связанное не с театром, а с концертной деятельностью. По мнению самой певицы, камерное пение дало простор ее тяге к индивидуальной интерпретации и свободной естественной работе над голосовым совершенствованием. Стремление к этому всегда было одной из главных забот Зары Долухановой, исполнявшей произведения Скарлатти, Кальдара, Марчелло, Перголези, особенно класс певицы выявился в работе над сочинениями Баха и Генделя, русской камерной музыке она посвятила целые развернутые программы. Эти записи, по свидетельству профессионалов, могут стать незаменимым учебным пособием для певцов.

Педагогической деятельности Зара Долуханова уделяла особенное внимание, она была профессором Российской академии музыки имени Гнесиных – воспитала более тридцати учеников, среди которых есть и солисты Тверской академической филармонии заслуженные артисты России Татьяна Скворцова и Олег Григоращенко, вспоминавшие на концерте о своей наставнице, совсем немного не дожившей до своего девяностолетия, – Зара Долуханова скончалась в декабре прошлого года.

В программу Второго оперного фестиваля вошли сочинения Чайковского, Сен-Санса, Шуберта, Рахманинова, Россини, Вивальди, Верди, Моцарта и Пуччини, которые прозвучали в исполнении солистов филармонии и гостей программы – солистов московского театра «Арбат-Опера» Дмитрия Царегородцева, театра «Геликон-опера» Марии Масхулия, Софьи Фоминой, камерного оркестра филармонии «Российская камерата» и хора «Русский партес» под управлением Андрея Кружкова. Концерт стал замечательным музыкальным приношением великой певице и педагогу, воспоминания о которой бережно хранят почитатели ее таланта, а главные из них – конечно же, ученики.

Петр РУЧНИКОВ

29

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию