24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Гражданское общество: строим вместе

Формирование в России гражданского общества – одна из основных тем нашего времени, и не только в политическом аспекте, но и в социальном. Избранный президент Дмитрий Медведев в своих выступлениях называет роль гражданских общественных институтов в развитии России определяющей, говоря о том, что эффективное использование человеческого потенциала возможно только в условиях зрелого активного и ответственного общества. Для развития неправительственных структур и институтов общественного контроля создана Общественная палата России.

Формирование в России гражданского общества – одна из основных тем нашего времени, и не только в политическом аспекте, но и в социальном. Избранный президент Дмитрий Медведев в своих выступлениях называет роль гражданских общественных институтов в развитии России определяющей, говоря о том, что эффективное использование человеческого потенциала возможно только в условиях зрелого активного и ответственного общества. Для развития неправительственных структур и институтов общественного контроля создана Общественная палата России.

Не секрет, что навыки самоуправления за годы советской власти в нашем обществе заметно ослабли. Привычку во всем уповать на начальство в современных условиях полезной не назовешь. Она очень мешает, например, решать вопросы, связанные с реформой жилищно-коммунального хозяйства. Что уж говорить о большем, если люди не решаются брать на себя ответственность даже за принадлежащие им же жилые помещения!

В то же время стратегический курс России, простирающийся, как известно, до 2020 года, не может быть реализован усилиями одних государственных структур. Активное соучастие граждан в решении большинства социальных проблем необходимо им самим. Однако понимание этой необходимости пока что дается далеко не всем. Каким же образом образовывать граждан, готовя их к самостоятельной деятельности по решению собственных проблем? В конце прошлой недели Тверь посетила Мария Слободская – председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации. Ее приезд сюда далеко не первый. Тверской губернатор и члены Общественного совета уже обсуждали с Марией Александровной проблемы, касающиеся поддержки различных общественных инициатив, получивших развитие на нашей земле.

Во время своего нынешнего визита она встретилась с губернатором Дмитрием Зелениным, журналистами и с тверскими общественниками, собравшимися в круглом зале областной администрации на общественные слушания.

Комиссия, возглавляемая Марией Слободской, разработала программу по гражданскому образованию. Что могут внести в нее тверские общественники? С этим вопросам она обратилась к представителям нескольких десятков общественных организаций. Кое-какой тверской опыт российской Общественной палате уже известен. В сферу гражданского образования, или, что практически то же самое, просветительской деятельности, в нашей области вовлечено очень много организаций. Некоторые из них – общество «Знание», общество книголюбов, «Мемориал» – действуют не одно десятилетие и накопили немалый опыт, о чем их представители и говорили на встрече. Но говорили и о немалых проблемах, связанных с ужесточением государственного контроля за деятельностью НКО, с принятием законов, косвенно задевающих интересы общественников, с ростом арендной платы за занимаемые ими помещения и т.п. Гражданское образование тесно связано и с проблемами «просто» образования – например в части обучения русскому языку мигрантов и их детей, необходимого для их адаптации и интеграции в местное сообщество. Областная власть предпринимает достаточно серьезные усилия для решения этой проблемы, а вот на федеральном уровне соответствующей программы пока нет.

Признавая имеющиеся трудности и добавляя к сказанному еще и свои, Мария Слободская обратила внимание тверских коллег на необходимость искать собственные решения, не уповая только на решения «сверху». Оттуда, кстати говоря, тоже идут навстречу. 1,3 миллиарда рублей, выделяемых из федерального бюджета этого года на поддержку общественных инициатив, – сумма достаточно серьезная. Если к этому добавить средства, выделяемые в регионах (в нашем областном бюджете они, кстати говоря, тоже предусмотрены), то жаловаться на недостаток господдержки станет и вовсе неудобно. В сущности таким образом государство осуществляет социальный заказ на наиболее востребованные и конкурентоспособные общественные проекты, к которым могут быть отнесены и различные формы гражданского образования. Однако для более последовательного и целенаправленного решения такого рода задач необходима координация общественных усилий, организация более тесного их взаимодействия с государственными и муниципальными органами. Этому может послужить региональная Общественная палата, о намерении создать которую в нашей области московская гостья уже наслышана.

Завершая разговор с тверскими общественниками, она еще раз попросила направлять в российскую Общественную палату все предложения по развитию гражданского образования, придавая им максимально конкретную форму.

Мария Слободская побывала в редакции «Тверской Жизни». Она приняла участие в «круглом столе» с представителями молодежных организаций и дала эксклюзивное интервью нашемукорреспонденту.

– В России пока меньше десятка регионов, где всерьез обсуждаются проблемы построения гражданского общества. Тверской – один из них. Впервые я приезжала сюда год назад на встречу с добровольцами программы «Важное дело». Тогда было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Тверской области и национальным фондом содействия молодежи «Молодые лидеры», который я возглавляю. Поэтому о деятельности «Важного дела» могу судить объективно.

Это довольно мощная организация. У вас работа молодых лидеров организована значительно лучше, чем во многих других регионах. Возможно, это связано с тем, что областная администрация поддерживает инициативы «Важного дела». Что, кстати, нетипично для большинства регионов.

Социализация молодых людей через добровольческую деятельность – одна из самых эффективных форм гражданского образования. Они учатся ставить задачи, формулировать проблемы, решать любые вопросы. Их помощь нуждающимся, старикам – это не просто выражение сострадания, а та самая межпоколенческая связь, о которой мы так много говорим. Тверские школьники и студенты приучаются видеть жизнь такой, какая она есть. Этого, честно говоря, недостает многим молодым жителям мегаполисов.

Больше 50% наших усилий по развитию гражданского общества направлено на молодых людей. Это те, кому в будущем предстоит принимать решения. Чем раньше начнет формироваться их жизненная позиция, базовые знания, тем лучше.

Проект, разработанный нашей комиссией по вопросам развития гражданского общества, включает разные направления: образование, культура, право и другие. Отдельным направлением является подготовка сотрудников органов государственной исполнительной и законодательной власти.

Стоит отметить, что четыре года назад некая группа депутатов Госдумы делала попытку создания федеральной программы по развитию гражданского образования. Попытка не удалась. Одна из причин – отсутствие государственного заказа на такую программу. Я не имею в виду материальный аспект. Просто общество в то время еще не готово было сформулировать свои требования к этой программе, поставить задачу. Сами разработчики проекта не вполне понимали, какой человек нужен обществу.

Сейчас государство созрело для идеи формирования гражданского общества. Это неоднократно озвучили и первые люди государства.

Думаю, что одну из главных ролей в формировании гражданского общества должны сыграть общественные организации. Как показывает мировой опыт, во всех развитых странах именно неправительственные организации выполняют важнейшие общественные миссии. По экспертным оценкам, в России в них состоит около 15 млн. человек.

Ваш регион активно поддерживает эту идею, тверские общественники даже поднимают вопрос о создании тверской общественной палаты. Важную роль в развитии гражданского образования мы также отводим средствам массовой информации.

Один из участников общественных слушаний по теме «Гражданское образование» – первый заместитель губернатора Василий Толоко:

– Россия вступила в XXI век в условиях кризиса в сфере образования. Он был следствием системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной поддержки науки и образования. Мы не можем еще достаточно адекватно оценить масштаб таких явлений в сфере образования, как Болонское соглашение, ЕГЭ, введение новых образовательных стандартов и др.

Очевидно одно: развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Стране нужны те реформы, которые сейчас происходят в образовании.

Цель и смысл гражданского образования – воспитание внутренней свободы человека, создание условий для того, чтобы раскрылся его личностный потенциал, сформировалась его активная гражданская позиция. Это фактор, который обеспечит духовно-нравственное развитие российского общества.

Стоит вообще задуматься, какой смысл мы вкладываем в само понятие «гражданское образование» и как его дефицит отражается на практике, например на жизни жителей нашего региона. В это понятие, в том числе, мы вкладываем и такие идеи, как плюрализм культур, идеи прав человека, отрицание насилия, терпимое отношение к межнациональным различиям.

Для Тверской области также является актуальной проблема сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнической напряженности и социальных конфликтов. На нашей территории проживают представители разных народов. Более того, по областной миграционной программе мы даже специально приглашаем жить и работать специалистов из стран ближнего зарубежья. И нам вовсе не безразлично, как эти люди приживутся на тверской земле, будет ли им у нас ком-фортно, обретут ли они здесь вторую родину. Мы живем в многонациональной области – и значит, мы просто обязаны проявлять национальную и конфессиональную терпимость.

Мы должны учить детей смолоду относиться с уважением к отечественной истории, культуре, традициям нашего народа. И доказывать это собственными поступками и жизненными принципами.

Все это признаки здорового цивилизованного государства.

Сегодня существует немало государственных программ по работе с молодежью – и федеральных, и областных. На мой взгляд, их патриотическое направление приобретает особое значение. Для любого россиянина гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите – принципиальные и важные моменты.

Система образования играет одну из главных ролей в выполнении задачи, поставленной правительством страны. Ведь именно подрастающее поколение составит основу общества будущего. О том, как у нас в регионе решаются задачи гражданского образования, мы беседуем с начальником департамента образования области Алексеем Каспржаком:

– Во-первых, определимся с тем, что включает в себя это понятие. По сути, звучит примерно так: «Общественно-государственная, социально-ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры…» Ну и так далее. Говоря проще, молодые люди, покидая школу, должны быть Гражданами своей страны с большой буквы. То есть они должны владеть правовыми знаниями, иметь свою гражданскую позицию, уметь ее отстаивать. А главное – уметь отвечать в первую очередь за себя и чувствовать себя уверенно в жизни.

По формальному признаку гражданское образование предполагает наличие в учебном плане соответствующих предметов. К примеру, в наших школах 1 час отводится граждановедению (его изучают с 5-го по 9-й класс), 1 час в неделю – обществознанию (с 6-го по 9-й класс). Один из подразделов обществознания – право. Кстати, в последние годы тверские школьники по этим предметам занимают призовые места на всероссийских олимпиадах. В прошлом году Старицкая школа заняла 1-е место. Хорошие результаты показали также ржевская гимназия № 10, кимрская гимназия №2.

Получение теоретических знаний, безусловно, очень важный момент для школьников. Но я бы хотел подробнее остановиться на другом.

Гражданское воспитание – такая наука, где поможет не новый учебник, не разработка программы по отдельно взятому предмету. Здесь важнее создание для школьников окружающей среды, адекватной современным условиям. Ребенок должен ощущать, что он живет в правовом государстве. А оно для него начинается со школы.

Ни для кого не секрет, что в общем целом школа в России – это авторитарное объединение, где педагоги чаще всего выступают в роли обвинителей. Но ведь если есть обвинитель, то должен быть и адвокат. А вот с этим сложнее.

Примеров демократической школы в России пока очень мало. Приведу один из них. Недавно московский центр образования «Царицыно» стал победителем конкурса «Лучшая школа России». Центр представил проект «Школьный амбуцмен». (Амбуцмен – уполномоченный по правам участников образовательного процесса). То есть в этом учебном заведении каждый ученик, считающий, что его права нарушены, может прийти к специалисту за консультацией.

У нас в регионе, к сожалению, пока таких примеров нет. Можно сказать, что сейчас роль такой своеобразной «жилетки», в которую можно поплакаться, выполняют школьные психологи. Но юридическую консультацию они не могут дать ни детям, ни родителям.

Кстати, о родителях. Они стали более активными в сотрудничестве со школой.

Возможно, толчком к этому послужило создание такой формы самоуправления в школах, как управляющие советы, попечительские советы, членами которых являются и дети, и родители. Это, без сомнения, один из шагов к построению гражданского общества на нижней ступени.

Мы начали рекомендовать создание советов три года назад. Сейчас они существуют во всех школах и зачастую имеют реальное влияние на решение вопросов, связанных с учебным процессом, распределением внебюджетных средств и т.д.

В качестве показательных примеров можно привести тверскую школу № 12, бологовскую школу, где в феврале прошла одна из первых в области конференций, посвященных общественному партнерству.

В области есть школы, где среди учеников проводятся выборы президентов, дни самоуправления, реально работают советы старшеклассников.

Создание именно такой среды и позволяет воспитывать граждан, то есть людей, мыслящих позитивно, свободно, уверенных в том, что даже сумеют защитить свои права и права других цивилизованным путем.

Подготовили Юлия КРУТОВА и Сергей ГЛУШКОВ

68

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию