21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Удачно найденный утраченный портрет

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения известного русского художника Алексея Васильевича Тыранова. Он родился 1 ноября 1808 года в городе Бежецке.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения известного русского художника Алексея Васильевича Тыранова. Он родился 1 ноября 1808 года в городе Бежецке.

Ученик Алексея Венецианова и Карла Брюллова, Тыранов вошел в историю русского изобразительного искусства как великолепный портретист, рисовальщик и мастер камерных интерьеров. О жизни и становлении художника мы еще вспомним накануне его юбилея, сегодня же с помощью искусствоведа, заслуженного работника культуры Маргариты ЖЕЛЕЗНОВОЙ хотим рассказать читателям «ТЖ» об удивительной истории одной картины тверского мастера:

– Работая главным хранителем Калининской, ныне Тверской картинной галереи в период, когда ею руководила уникальный специалист с академическими знаниями и беззаветной любовью к искусству Нина Федоровна Судакова, которая недавно скромно отметила свое 80-летие, я не раз обращала внимание на портрет молодого человека лет шестнадцати. Он и ныне украшает постоянную экспозицию галереи – это «Автопортрет» Алексея Тыранова. Тогда же Нина Федоровна Судакова и предложила мне заняться изучением его жизни и творчества. В 1972 году в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина я защитила дипломную работу «А.В. Тыранов», в ходе изучения творческого пути художника мне удалось найти свыше двадцати его неизвестных ранее работ. А впоследствии были обнаружены и другие полотна мастера. С некоторыми картинами связаны удивительные, почти мистические истории.

– Маргарита Михайловна, расскажите об этом поподробнее.

– Судьба Тыранова не давала мне покоя. Особенно обидным казалось совершенно незаслуженное забвение художника: его картины находились в запасниках музеев, редко включались в экспозиции. След многих работ вообще, думалось, потерян.

– Я так понимаю, что материалы о Тыранове приходилось собирать буквально по крупицам.

– Действительно, это сейчас, когда в мире царствует Интернет, можно многое найти, не выходя из дома. А тридцать пять лет назад приходилось ездить в Москву и Ленинград, проводить целые дни в архивах и рукописных отделах музеев, ездить по стране и изучать неизвестные полотна. Но совершенно неожиданно выяснилось, что одна из исчезнувших бесследно работ была совсем рядом. Однажды, читая книгу по живописи первой половины ХIХ века, вдруг подумала: странно, что никто не обратил внимания на картину, висящую в Розовом зале Императорского дворца, которая всегда значилась как картина Ореста Кипренского «Мечтательница». Я же искала в то время работу, о которой писали: «...Тыранов произвел прекрасную картину, изображающую девочку, отдыхающую в позе, несколько напоминающей отдыхающего садовника Кипренского. Приятное личико и в особенности верность колорита…» и т.д. Кроме того, в архивных документах отыскались сведения о большом успехе полотна на выставке Академии художеств. Что интересно, картина двадцатилетнего художника привлекла внимание Николая I, он даже поинтересовался именем изображенной на ней миловидной девушки. Министр двора князь Волконский в своем письме спросил об этом учителя Тыранова академика Венецианова. В ответном послании Алексей Гаврилович сообщил, что на картине изображена девушка, жившая в его доме, – Аграфена Ольсен.

– Что было дальше?

– На картине из Розового зала была изображена девушка именно в позе отдыхающего садовника. Это произведение поступило в галерею из Государственной закупочной комиссии в 1948 году, а до этого находилось в частной коллекции в Ленинграде. В подлинности кисти Кипренского сомнений ни у кого не возникало. Еще в 1912 году искусствовед Николай Врангель писал об одной из лучших картин Кипренского, и в галерее всегда гордились этим портретом, поскольку в коллекции он был единственным полотном выдающегося художника.

Но мне почему-то вдруг показалось, что это и есть портрет Аграфены Ольсен! Нина Федоровна Судакова не сомневалась в авторстве Кипренского, но тем не менее предложила отправить картину на экспертизу во Всероссийский научно-реставрационный центр имени Игоря Грабаря в Москву.

– И что показала экспертиза?

– В результате рентгенологического исследования выплыло необычное изображение: торс молодого мужчины – академический рисунок.

– То есть Тыранов писал портрет поверх рисунка?

– Да, дальнейшее технологическое изучение также подтвердило, что картина написана не Кипренским. Поддельной оказалась и подпись живописца на холсте. При исследовании уже в реставрационной мастерской галереи оказалось, что размер картины «Мечтательница» полностью совпадает с размерами портрета Аграфены. Стилистическое сравнение, проведенное с другими картинами Тыранова, полностью подтвердило мое первоначальное предположение. Картина, считавшаяся утраченной, все годы висела на самом видном месте, и только внимательное изучение позволило атрибутировать ее как картину Алексея Тыранова. И теперь «Девушку, опершуюся на руку» (портрет юной Аграфены), написанную неравнодушной кистью талантливого тверского художника, может увидеть всякий посетитель в Розовом зале Императорского дворца.

Публикацию подготовил Евгений ПЕТРЕНКО

27

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию