18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Озарение по…

Три варианта мировой музыки можно было послушать на недавних концертах, состоявшихся в Тверской филармонии. Три вечера превратились таким образом в силу репертуарной филармонической политики хоть и в небольшой, но вполне существенный экскурс в историю музыкальной культуры разных народов. Так что каждый раз на слушателей снисходило озарение…

Три варианта мировой музыки можно было послушать на недавних концертах, состоявшихся в Тверской филармонии. Три вечера превратились таким образом в силу репертуарной филармонической политики хоть и в небольшой, но вполне существенный экскурс в историю музыкальной культуры разных народов. Так что каждый раз на слушателей снисходило озарение…

…по-французски

Впрочем, пятничный концерт отсылать только лишь к стране мушкетеров, моды и изысканных кулинарных блюд не совсем уместно. Причина того одна, и заключается она в том, что на сцену в тот вечер вышел французский состав музыкантов, а программа была посвящена еврейской музыке. Французский ансамбль «Клецмер-трио» именно ее и играл на концерте. Из всех участников трио тверитянам оказался знаком лишь его руководитель саксофонист с вкусным именем Жульен Пети – в обозримом прошлом он уже давал сольный концерт в областной филармонии и произвел надлежащий эффект не только своей игрой, но и в не меньшей степени своим обаянием. Два других члена коллектива, напротив, были темными лошадками, что, как можно судить, только подогрело интерес к этому концерту. (Что, естественно, было обусловлено еще и заявленным репертуаром.) Вместе с Жульеном Пети приехали Яник Лопес (аккордеон) и Реми Юлзари (контрабас), все они выпускники Парижской консерватории, все они основатели собственных коллективов. Причем тот же Яник Лопес вообще по первому образованию этнический музыковед. Так что ожидания публики музыканты полностью оправдали.

Совсем недавно руководитель ансамбля Жульен Пети записал свой новый альбом, он как раз и посвящен еврейской музыке и называется Mosaique. В общем-то и концерт во многом представлял собой некую мозаику из музыки, написанной профессиональными композиторами, и музыки народной. Часть исполненных вещей показалась знакомой, но трио, в творчестве которого немаловажным является джазовый компонент, совершенно естественно не могло не впасть в импровизацию. Зрители же явно впадали в прелесть от услышанного, и процесс узнавания той или иной мелодии сам собой сходил на нет.

…по-английски

Программу совершенно иного плана представили на следующий день артисты филармонии. Концерт «Озарение по-английски» был приурочен к 95-летию одного из самых заметных композиторов прошлого века Бенджамина Бриттена, который родился 22 ноября 1913 года. Бриттен, пожалуй, первый композитор после Перселла, который сыскал себе мировую славу. Сочинением музыки он начал заниматься очень рано – с четырехлетнего возраста и только с семи лет стал учиться играть на фортепиано. Музыку он готов был писать постоянно, а азарт и знания, с какими он подходил к делу, несколько напоминают судьбу Дмитрия Шостаковича. Простую симфонию для струнного оркестра, например, Бриттен написал, когда ему было всего двенадцать лет. На концерте ее исполнил камерный оркестр филармонии «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова. Лаконичность и камерность этого сочинения была передана почти безупречно, секрета в том никакого нет – за последнее время оркестр существенно улучшил свою форму, в чем заслуга его руководителя, добивающегося филигранно тонкого, продуманного и взвешенного звучания каждой группы инструментов. И работу его в таком случае можно смело сравнивать с работой ювелира.

Через три года после «Простой симфонии» Бриттен написал Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра. Честно говоря, композитор и дирижер Фрэнк Бридж остался в памяти народной, может быть, только благодаря тому, что Бриттен учился у него композиции и сочинил упомянутые уже Вариации, которые стали едва ли не самым популярным произведением в английской музыке XX столетия. Индивидуальность Бриттена подчеркивалась индивидуальностью «Российской камераты», а когда объявили выход солистки филармонии Татьяны Скворцовой, зал был полностью готов к озарению, тем более что в ее исполнении прозвучал вокальный цикл для сопрано и камерного оркестра «Озарения», написанный Бриттеном на стихи француза Артюра Рэмбо.

…по-русски

Бенджамин Бриттен много внимания уделял изучению народной музыки – английской, французской, шотландской. Он неоднократно бывал в Советском Союзе (в 1963, 1964 и 1971 годах), результатом этих поездок стали цикл песен на стихи Пушкина и Третья виолончельная соната, в которой композитор использовал русские народные мотивы. Русская душа развернулась в воскресенье, на концерте ансамбля народной музыки из Москвы «Купина». Откровение случилось в тот момент, когда зазвучали гусли – возвращение этого древнего инструмента в музыкальный обиход коллектив, которым руководит Любовь Жук, считает одной из основных своих задач.

С 1980 года, когда «Купина» появилась, для этого уже немало сделано. Впрочем, родное послышалось не сразу – на гуслях была сыграна интернациональная программа. Но до гармошек и песен все ж таки дело дошло. Ведь без них никакого озарения невозможно, тем более озарения по-русски.

Петр РУЧНИКОВ

17

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость