24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Все тридцать три удовольствия

В городе Весьегонске недавно завершился живописный пленэр «На берегах рукотворного моря». Он проводится во второй раз, но уже начал обрастать специфическими традициями.

В городе Весьегонске недавно завершился живописный пленэр «На берегах рукотворного моря». Он проводится во второй раз, но уже начал обрастать специфическими традициями.

Пленэрная работа в Тверской области ведется давно и основательно. Было бы странно, если бы это было не так: ее принципиальные основы были заложены именно здесь стараниями и Венецианова, и основателей Академической дачи, и многочисленных работавших здесь художников. Многие районы считают за честь раз в год проводить у себя пленэры. Это интересно и художникам, которые имеют возможность писать новые ландшафты, и местным администрациям, получающим в дар произведения искусства очень высокого уровня. На основе этих даров складываются весьма интересные коллекции, перерастающие в местные картинные галереи.

Как правило, пленэры проводятся приблизительно в одно и то же время, по преимуществу летом. Весьегонск в этом смысле оказался самым продвинутым городом: местные организаторы предложили постепенно «освоить» все четыре времени года, чтобы впоследствии любоваться родными ландшафтами во всей полноте их красоты. Художники, естественно, обрадовались: писать летнюю «зеленку» любят далеко не все.

Прошлогодний пленэр проводился в мае, но получился совершенно летним: май выдался на редкость жарким и выглядел как самая настоящая «макушка лета»: в день закрытия было аж плюс тридцать шесть. Весьегонск тогда окрестили «городом одуванчиков». В этом году решили исследовать весьегонскую весну и запланировали поехать в марте. Который, впрочем, оказался серым и скучным, а художникам хотелось весенней свежести и переменчивости состояний природы, и пленэр перенесли на апрель. Вот тут уж природа порезвилась вволю! За десять дней художники получили все тридцать три удовольствия: и дождь, и шторм, и солнце, и тяжелое свинцовое небо, и нежнейшие оттенки просыпающихся деревьев, и даже свежевыпавший снег – только успевай писать. Художники очень веселились, вспоминая, как ржевитянка Ирина Авакумова, увидев снег, отложила начатую работу, ухватила новый подрамник – и понеслась. И ведь успела! Снег быстро растаял, а на картине – вот он.

Помимо Ирины Авакумовой в пленэре участвовали тверские художники Игорь Бучнев, Нелли Пятышева и Борис Федоров, супружеская пара Виктор и Марина Орловы из Ногинска Московской области, москвичка Яна Поклад и местный художник Геннадий Угрюмов. Надо заметить, что итоговая выставка получилась весьма неожиданной и непохожей на предыдущую. В прошлом году в экспозиции чувствовалось некое единое направление и определенное сходство творческой мысли. Нет, каждый писал, конечно, по-своему, в характерной авторской манере, хотя и одни и те же объекты: мимо домиков и руин на Соколовой горе не прошел, пожалуй, никто. Но что-то неуловимо общее в выставленных пейзажах определенно было. Сейчас же экспозиция удивила именно полным отсутствием каких-либо параллелей. После некоторого размышления мы решили, что во всем виноват Вячеслав Столяров. Не только яркий художник, но и педагог от Бога, он обладает каким-то мистическим умением воздействовать на людей чуть ли не на экстрасенсорном уровне. Сам он мыслит и пишет обобщенно и декоративно – и при совместной работе (а художники на пленэрах работают, как правило, по соседству) некоторая декоративность в той или иной мере вдруг начала проявляться в картинах даже тех, кто к этому вообще не склонен. В этом году экстрасенсорного воздействия определенно не было.

Одной из традиций итоговой выставки стало присутствие в ней помимо живописи объемного арт-объекта работы Бориса Федорова. Это тоже живопись, но трехмерная и на стекле. В прошлом году композиция была исполнена в контрастных летних цветах, в этом – в нежных переливающихся весенних оттенках: во многом она перекликается с пастелями Бориса Владимировича. В сущности, ее можно назвать инсталляцией: в композицию очень органично вписался букет цветущей ивы, усыпанной пушистыми желтыми «барашками». Впрочем, объект был бы еще более убедительным, если бы веточки стояли не в вазе, а в обычной трехлитровой банке. Расписная стеклянная штука особенно заинтересовала местных мальчишек: они выстроились рядом с ней и все норовили пощупать. Необходимость такого рода акций, кстати, особенно хорошо заметна по реакции детей. Они пребывали в восторженном обалдении, узнавали на картинах знакомые места, удивлялись, что вот тут всего три густых мазка, а прямо как на самом деле, и разглядывали настоящих живых художников, которые умеют делать такое, сообщая друг другу громким драматическим шепотом: «А мой дом вон тот дядька рисовал!» Право же, один такой пленэр в смысле патриотического воспитания стоит десятков уроков и сотен громких слов. Судя по лицам детей, они на практике убедились: а наш Весьегонск-то – это, оказывается, и в самом деле круто!

В этом году пленэр «На берегах рукотворного моря» был посвящен памяти ушедшего год назад из жизни Геннадия Клюшина – уникального графика, работавшего в редкой сейчас технике ксилографии. Он родился в деревне Шарица Весьегонского района – как раз дом Клюшиных, кстати, писал Борис Федоров. Открылся пленэр вечером памяти, который состоялся в помещении городской библиотеки, – в нем участвовали коллеги, друзья, одноклассники художника. В дар Весьегонскому краеведческому музею были переданы два автографа Геннадия Павловича и воспоминания о нем, написанные искусствоведом Еленой Грачевой. На финальном вернисаже музей получил в подарок еще и большой фотопортрет знаменитого земляка. Как-то сама собой родилась вполне логичная мысль приглашать на следующие пленэры не только живописцев, но и графиков, а то и вообще сделать весьегонский пленэр графическим – «гений места» к этому определенно располагает.

В день закрытия пленэра в Твери была премерзкая слякоть и снег с дождем, а в Весьегонске светило солнце, пели птички, по Рыбинскому водохранилищу (местные жители называют его «морем») мимо Соколовой горы с громким шуршанием проплывали остатки льда. Здешнюю весну художники исследовали. А вот интересно: как выглядит самый северный город Тверской губернии зимой?..

Наталья ЗИМИНА

61

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость