19 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Три «М» о трех «И»

В Тверском художественном училище имени Венецианова большое событие: здесь, в выставочном зале, открылась персональная выставка художника и преподавателя училища Михаила Маршумова, который таким образом отмечает свое 70-летие.

В Тверском художественном училище имени Венецианова большое событие: здесь, в выставочном зале, открылась персональная выставка художника и преподавателя училища Михаила Маршумова, который таким образом отмечает свое 70-летие.

По словам самого художника, его путь к живописи был трудным и извилистым. Он учился в Ташкентском республиканском художественном училище имени Бенькова. Михаил Маршумов всегда мечтал учиться на живописном отделении, но, так сложилось, поступил на отделение прикладного творчества, где постигал орнаментальную национальную резьбу по дереву. Тем не менее все свое свободное время он проводил в живописных классах… Затем было Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, отделение по проектированию и производству мебели. После второго курса художник переходит на отделение керамики и стекла только потому, что в этих видах искусства изобразительное начало преобладало. После окончания училища Михаил Михайлович работал в Ереване, потом на знаменитом вышневолоцком заводе «Красный Май», где его полностью захватила работа в гутном стекле. Именно здесь он приобрел известность. Когда в Калинине открылось художественное училище, Маршумова пригласили преподавать здесь сначала рисунок, а потом живопись и композицию. Именно приход в училище, считает юбиляр, стал переломным этапом в его творческой биографии. Преподавательская работа заставила его полностью переосмыслить свое отношение к рисунку, живописи, форме и композиции.

Особый интерес к искусству художников Возрождения, к творчеству Мантенье, Вермеера, Шардена, Рембрандта, Моранди заставил Михаила Маршумова самостоятельно переучиваться. Он постепенно осваивал технику и технологию «старых мастеров», что позволило ему более углубленно работать над полноценной формой, лаконично использовать цвет, вытягивая из ограниченной палитры неограниченные возможности. Такое внимательное изучение классики, дополненное знанием современных направлений и методов, по мнению искусствоведа Марины Сафоновой, позволило художнику достичь больших успехов, выработать свой индивидуальный почерк: «Манеру письма Михаила Михайловича отличает стремление к законченности, ритмизации, композиционной устойчивости, сложной цветовой разработке. Он обладает удивительным качеством – четко выстраивать связь замысла с изобразительными и выразительными компонентами – и следует своим принципам с редкой последовательностью».

Мастеру подвластны все жанры. Он прекрасно пишет пейзажи, в которых очень часто использует архитектурные мотивы, его натюрморты поражают нетривиальным подбором предметов, живущих тихой внутренней жизнью. Но предпочтение он все же отдает портрету, причем в самых разных его разновидностях – от камерного до портрета-картины. Это в полной степени демонстрирует открывшаяся в Венециановке выставка.

– Редкое и удивительно целостное восприятие мира через образы современников, людей разного возраста, разных характеров выражают сложную и многогранную личность самого автора, – совершенно справедливо считает директор училища Наталья Сиротина. – Философское, а от этого и чуть созерцательное отношение к окружающему пространству, в которое вовлечены типажи и характеры разных людей, делают Михаила Михайловича во многом загадочным художником.

Такой философский подход к портрету обусловил интерес к реализации богатых возможностей пластически-пространственного решения. Не случайно над своими работами мастер работает достаточно долго, зачастую по нескольку лет, совершенствуя первоначальный замысел.

За тридцать четыре года преподавательской деятельности Михаил Маршумов написал более двадцати портретов своих коллег и студентов Венециановки, многие из них были представлены на различных выставках. Выбор персонажа каждого «философского трактата», а именно так, по мнению Натальи Сиротиной, можно воспринимать портреты, написанные Михаилом Маршумовым, «возникает по авторскому наитию. И каждый раз появление на полотне нового образа, наполненного глубокой содержательностью, становится откровением для зрителя».

По признанию самого живописца, наиболее значительный труд в этом ряду – триптих, на котором изображены художники объединения «Три И» – Игорь Бучнев, Игорь Коробейников и Игорь Гусев. Он и стал основой нынешней экспозиции, развернувшейся в стенах училища. Три Игоря – друзья и коллеги автора, они также преподают в Венециановке. Что интересно, их портреты изначально писались как отдельные, в разные годы. Но однажды Михаил Маршумов ощутил их внутреннюю связь, так и возникла идея объединить портреты в триптих, что, конечно, поставило перед автором множество трудных формальных задач. Однако решение их привело к успеху!

Во всех трех портретах художник очень тонко подметил живые позы моделей, их выразительные жесты. «Автор выступает в них режиссером общей «постановки», – говорит Марина Сафонова. – Для каждого он разрабатывает индивидуальную среду, которая многое добавляет к пониманию характера героев. Они изображены в своих мастерских. Что примечательно, художник подчеркивает контраст их состояний с прозаичной предметной реальностью, над которой возносятся мысли моделей, их не лишенная драматизма духовная устремленность. Главное, что их объединяет, – работа мысли, артистизм, романтическая тяга к идеалу, что особенно интересует Михаила Михайловича в людях. Ему удалось создать обобщенные образы современников, размышляющих над жизнью, подчеркнуть строй чувствований своих героев, их индивидуальный темперамент». Интересно, что портретные качества присутствуют и в пейзажах и натюрмортах Михаила Маршумова: пейзаж часто решается как портрет природы (что вполне соответствует известным словам «пейзаж должен быть портрет»), а натюрморт как групповой портрет вещей.

Помимо творчества Михаил Михайлович уделяет внимание теоретическим исследованиям: на протяжении нескольких лет он напряженно и очень серьезно работает над общей теорией композиции, в частности, над ее структурной основой, а также над теорией сущности ритма, где он пересматривает суть ритма и его роль в мироздании. Замечательно, что Михаил Михайлович не оставляет работу преподавателя, – ему есть что передать молодым.

Публикацию подготовил

Евгений ПЕТРЕНКО

19

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость