16 Августа 2017
$59.93
70.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Музыканты пошутили удачно

Концертом на Тверском фестивале музыки Баха ансамбль Пола Уинтера «Консорт» и Ансамбль Дмитрия Покровского начали свой юбилейный тур, посвященный двадцатилетию их совместного альбома «Пульс Земли» (Earthbеat) и 35-летию Ансамбля Дмитрия Покровского. С 1986 года, когда в МГУ состоялось первое выступление коллективов и был придуман альбом, с программой «Пульс Земли» в России они выступали лишь однажды. Нынешние гастроли пройдут также в Новосибирске, Чите и завершатся 20 апреля в Московском международном Доме музыки концертом в рамках I Международного фестиваля совместных проектов «Амплитуда».

Концертом на Тверском фестивале музыки Баха ансамбль Пола Уинтера «Консорт» и Ансамбль Дмитрия Покровского начали свой юбилейный тур, посвященный двадцатилетию их совместного альбома «Пульс Земли» (Earthbеat) и 35-летию Ансамбля Дмитрия Покровского. С 1986 года, когда в МГУ состоялось первое выступление коллективов и был придуман альбом, с программой «Пульс Земли» в России они выступали лишь однажды. Нынешние гастроли пройдут также в Новосибирске, Чите и завершатся 20 апреля в Московском международном Доме музыки концертом в рамках I Международного фестиваля совместных проектов «Амплитуда».

Теперь уже легендарный Ансамбль Дмитрия Покровского появился после того, как его будущий создатель услышал пение деревенских бабушек. С этого все и началось – собирание и тщательное изучение фольклора, исследование спектра и тембра народных голосов. К 1986 году коллектив был уже хорошо известен, хотя он, естественно, не отвечал тем требованиям, которые тогда предъявлялись к фольклорным ансамблям. С Полом Уинтером Дмитрия Покровского познакомил Леонид Переверзев: до этого джазовый музыкант, один из создателей world music, уже записывал в Сибири и на озере Байкал звуки живой природы и использовал их в своих композициях. Встреча с Ансамблем Покровского дала ему возможность познакомиться с русской музыкой.

– Я просто влюбился в русский фольклор, когда услышал Ансамбль Покровского, с которым мы выступали в одном концерте, – сказал «ТЖ» перед концертом Пол Уинтер. – Был заворожен голосом и гармонией, которая использовалась в этой музыке. Сложно объяснить это притяжение, но я просто почувствовал ее, она затронула что-то в моей душе. Это было как в детстве, когда я впервые услышал джаз. Несмотря на то, что наши традиции очень разные, я почувствовал некую связующую нить, объединяющую человеческие сердца. Что произошло в тот вечер? Во время перерыва мы разговорились, и выяснилось, что в Ансамбле Покровского очень любят джаз. Мы решили попробовать сыграть вместе блюз – на бис, без репетиций. Это была полная импровизация! Дмитрий Покровский пел и играл на трубе, как Луи Армстронг, и мы не могли в это поверить. Фантастика!

Альбом Earthbеat записывался отдельно в Советском Союзе и США, где потом и сводился. Он был первым совместным советско-американским проектом, во время первого турне музыканты дали концерты в двадцати трех американских городах, а через два года после выхода альбома в США он был выпущен в СССР на студии «Мелодия» – эти пластинки давно стали раритетом. Примерно в то время придумался и термин, который сейчас принято использовать, говоря о музыке Пола Уинтера, в которой немалое место занимают звуки природы и голоса животных, – «экологический джаз». На концерте в Тверской филармонии его можно было услышать вживую.

Концерт начался с получасовым опозданием, что вполне нормально, особенно если учесть, что только к семи вечера публика заняла места в зале. Пол Уинтер приступил к соло, к которому затем присоединились участники его ансамбля Consort: Пол Самиван (фортепиано), Юджин Фризен (виолончель), Эллиот Вадопиан (контрабас) и перкуссионист – японец Сатоши Такеиши. Он выглядел таким же экзотичным, как звучавшая в тот вечер музыка: сидел на полу, в зависимости от исполняемой композиции меняя положение ног. Пол Уинтер представил музыкантов, что обычно происходит ближе к финалу концерта. Однако это ровно ничего не значило, потому как в этот момент из глубины зала раздались просто оглушительные голоса других участников концерта – десятерых солистов Ансамбля Дмитрия Покровского. На протяжении всей программы микрофоны им требовались только для того, чтобы продемонстрировать публике, как звучит, например, рожок. Во всем же остальном они обходились без всякой подзвучки; боюсь, что их голоса можно было слышать даже на улице, – по крайней мере некоторые зрители осторожно закрывали уши ладонями, а музыка нисколько не мешала народной песне выплескиваться на свободу.

Некоторых это немного смутило, однако после «покровской» части наступила часть американская (они вообще периодически сменяли друг друга на сцене или составляли дуэт). Здесь экологический джаз превратился из сухого определения в живое воплощение. В первом отделении Пол Уинтер сотоварищам исполнил красивейшую «Колыбельную», где звучит «песня кита», которую музыкант использовал в качестве основной темы для саксофона; за птичку, чей голос был записан в Великом Каньоне, играл очень экспрессивный Юджин Фризен, чья экспрессия, впрочем, больше проявлялась в соло, в частности в композиции «Первая поездка».

Во время концерта Пол Уинтер весьма активно общался с публикой, рассказывая об истории создания того или иного своего сочинения, а участники Ансамбля Покровского – о том, как они впервые показывали ему русские песни. Некоторые из них прозвучали и на концерте, правда, на большинство зрителей они произвели странное впечатление: многоголосье и аутентичные движения (все точно так же, как было записано в фольклорных экспедициях от бабушек) оказались не совсем привычными. Многие элементарно не разбирали, что артисты поют о том, как очи любимой «сколько любви мне и счастья они мне порою сулят», а потом: «Быть может, и время настанет – не будет меня, и в очи те дивные станет смотреть уж другой, а не я». Почти такая же реакция последовала и после едва ли не совершеннейшего исполнения «покровцами» четырех прибауток Игоря Стравинского.

К финалу концерта, впрочем, ситуация выправилась, и на сцене, и в зале уже царила полная гармония, периодически нарушаемая только шквалами аплодисментов. Пол Уинтер как-то хитро улыбался, потому как ему еще предстояло сыграть «Волчьи глаза», но вой волка, естественно, никого не испугал, а во время заключительного номера стало очевидно, что «Пульс Земли» – одна из лучших джазовых программ, состоявшихся в филармонии за последнее время, и это была не первоапрельская шутка, несмотря на то, что концерт прошел в День смеха.

Евгений ПЕТРЕНКО

132

Возврат к списку

Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость