22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Музейные сокровища как образец наглядных пособий

В прошлом году тверские зрители имели возможность познакомиться с Московской авторской школой акварели Сергея Андрияки: большие выставки представили сам руководитель школы и один из ее преподавателей. Сейчас сотрудничество продолжилось, скажем так, несколько в противоположном направлении – в школьном выставочном зале до середины мая экспонируется коллекция акварели и рисунка из фондов Тверской областной картинной галереи.

В прошлом году тверские зрители имели возможность познакомиться с Московской авторской школой акварели Сергея Андрияки: большие выставки представили сам руководитель школы и один из ее преподавателей. Сейчас сотрудничество продолжилось, скажем так, несколько в противоположном направлении – в школьном выставочном зале до середины мая экспонируется коллекция акварели и рисунка из фондов Тверской областной картинной галереи.

В Твери сложилась в высшей степени странная ситуация: галерея обладает одной из лучших в провинциальной России художественных коллекций, ведет активную выставочную деятельность, показывая в год около семидесяти экспозиций – но делает это где угодно, только не в родном городе. Потому что негде. У тверских гостей вернисажа экспозиция вызвала просто-таки скрежет зубовный: в красивом двухуровневом зале разместилось множество совершенно дивных работ по преимуществу художников первого ряда и, что еще более любопытно, авторов малоизвестных или забытых – но от этого не менее интересных. И абсолютное большинство этих вещей скучает в запасниках, мы их не видели очень давно или вообще никогда. Исключения немногочисленны: портрет Вульфа Ореста Кипренского, портрет Мити Дервиза Валентина Серова, «Давид и Голиаф» Ильи Репина, «Версаль» Александра Бенуа.

Оказалось, что это не разовая выставка, а часть большого проекта, который школа Сергея Андрияки реализует в течение нескольких лет. Материальное его воплощение – изрядная стопка каталогов: ярославский, саратовский, самарский и многие другие провинциальные художественные музеи. Таким образом руководство школы дает возможность ученикам увидеть уникальные образцы акварели и графики, до которых самостоятельно они вряд ли смогли бы добраться. Открывая выставку, Сергей Андрияка подчеркнул, что в рамках этого проекта выставляется именно акварель и определенные виды графики – те, которые преподаются в его школе. Так что в том числе и эта выставка имеет не только и даже не столько эстетическое значение, но призвана служить своего рода наглядным пособием. Как раз поэтому на почетном месте экс-позиции висит не Суриков и не Коровин, а недавно приобретенный галереей «Портрет Ольги Дерновой» Екатерины Вахтер – художницы, некогда хорошо известной в том числе и как педагог, но сейчас настолько загадочной, что неизвестны и год ее смерти, и даже отчество: то ли она Карловна, то ли Александровна. Портрет очаровательной барышни с типично русским лицом в контексте этой выставки ценен еще и тем, что вещь не закончена, и вдумчивый зритель может в деталях рассмотреть особенности техники работы с акварелью.

Выглядящая на редкость цельной экспозиция на самом деле оказывается удивительно пестрой: в ней мирно соседствуют и хрестоматийные русские классики – Айвазовский, Серов, Репин, Коровин, Крамской, Васнецов, – и неизвестные зачастую даже специалистам художники-дилетанты, чьи работы тем не менее удивляют техническим блеском и оригинальностью образных решений. Что, впрочем, совсем не удивительно: для XIX века умение работать акварелью было практически обязательным для всякого приличного образованного человека. В первой половине позапрошлого века акварельная портретная миниатюра и камерный «кабинетный» портрет фактически выполняли роль еще не изобретенной тогда фотографии. Пейзажи писали и рисовали редко, однако в тверской коллекции этот жанр представлен достаточно полно. Ко второй половине XIX века в этой технике уже присутствуют и натюрморт, и исторический, бытовой и анималистический жанры.

Выставка интересна еще и тем, что хорошо известные имена раскрываются некоторым образом по-новому. Фактически перевернувший в жанровом отношении русское изобразительное искусство Венецианов здесь представлен выполненным пастелью абсолютно традиционным для начала XIX века портретом Марии Никифоровны Стромиловой, урожденной Султановой. Живописец Айвазовский, мастер эффектного и масштабного морского пейзажа – как раз морским пейзажем, но небольшим, сдержанным и даже несколько мрачноватым. Эта ранняя работа классика дает представление о том, как все начиналось. Одним из «гвоздей» выставки стала небольшая акварель Владимира Маковского. Передвижник, автор таких остросоциальных жанровых сцен, как «На бульваре», здесь представлен ничуть не назидательной, но зато весьма ироничной акварелью «Беседа. Сановники» 1900 года, выполненной с истинно живописным блеском.

В особый раздел экспозиции выделен «домоткановский» цикл: для москвичей стало некоторым образом открытием, что рядом с Тверью когда-то существовал художественный центр, по своему значению сравнимый с Абрамцевым. Домотканово связывают прежде всего с именем Валентина Серова, и в экспозиции представлены две его вещи, в том числе недавно приобретенный галереей прелестный графический «Портрет Мити Дервиза». Однако в Домотканове работали многие известные художники, в том числе Иван Ефимов и Нина Симонович-Ефимова – она в этой экспозиции представлена весьма выразительной вещью 1903 года «На базаре в Твери». Неплохим, хотя, может быть, и излишне педантичным художником, и это тоже стало для многих открытием, был и хозяин усадьбы Владимир Дервиз – в экспозицию вошел его акварельный пейзаж «Церковь в Щупоголово».

Даже для зрителей, хорошо знающих тверскую коллекцию, многие вещи стали если не открытием, то поводом порадоваться встрече с любимыми, но «по техническим причинам» давно отсутствующими для публики авторами. Забавный в своей монументальности «Русский витязь» Васнецова, превеселая «Дойка коровы» Дейнеки (особенно хороша в этой композиции девчонка, которая держит корову за хвост), лаконичная и очень трогательная «Лиза», не менее трогательно подписанная: «рисовал с натуры граф Федор Толстой» – папенька, стало быть. «Пылинки дальних странствий» – в суровом «Всаднике с копьем» Алексея Кившенко, этнографических зарисовках Верещагина, венецианских видах Алексея Боголюбова и «Острове Сицилия» Бенуа. Аромат кулис – в эскизе декорации «Дворец Клеопатры» к опере Римского-Корсакова «Млада», нарисованном Константином Коровиным. Хрестоматийные и прочно забытые, сугубые реалисты и экспрессивные романтики, акварелисты и рисовальщики – эти художники создают полную и представительную картину художественной жизни России на рубеже XIX–XX веков.

Наталья ЗИМИНА

9

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость