05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Между Западом и Востоком

В художественной жизни Твери время от времени возникают, исчезают и видоизменяются выставочные предпочтения: одними видами изобразительного искусства мы любуемся часто и много, другие стали редкостью. Сейчас определенно в почете графика и фотография; скульптуру же с полным основанием можно отнести к раритетам.

В художественной жизни Твери время от времени возникают, исчезают и видоизменяются выставочные предпочтения: одними видами изобразительного искусства мы любуемся часто и много, другие стали редкостью. Сейчас определенно в почете графика и фотография; скульптуру же с полным основанием можно отнести к раритетам. Тем больший интерес должна вызвать персональная выставка молодого киевского скульптора Алексея Леонова «Думая о вечном», открывшаяся на днях в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной.

Организовало выставку тверское Рериховское общество, что вызвало определенные подозрения: эта общественная организация отличается специфическими эстетическими и духовными предпочтениями и иногда привозит более чем сомнительных авторов. Так, хорошо помнится персональная экспозиция московского художника Александра Маранова: тогда громкие споры велись не относительно художественного качества и оригинальности его работ, а по поводу того, можно ли вообще называть их полноценными произведениями изобразительного искусства. По счастью, Алексей Леонов – это совсем другая песня.

Если исходить из биографии, Алексей Леонов – из породы вундеркиндов. В два года все дети с удовольствием возятся с пластилином. Немногие в пять поступают в художественную школу и начинают всерьез работать с глиной. И уж совсем единицы, сдав школьные экзамены за несколько лет экстерном, поступают в столь солидное учебное заведение, как Киевская национальная академия изобразительного искусства и архитектуры. В двадцать два – аспирантура в мастерской известного скульптора академика Бородая и членство в Союзе художников Украины. И, наконец, к двадцати пяти – более чем внушительный список выставок и выигранных конкурсов. Сейчас его без преувеличения называют состоявшимся зрелым скульптором.

Нынешняя экспозиция, размещенная в двух больших залах музейно-выставочного центра, по сути представляет собой пластический экскурс в историю мировой духовной и художественной культуры. Это неудивительно, если учесть, что параллельно с занятиями в скульптурной мастерской Алексей всерьез изучал историю религий и философии и защитил магистерскую работу на тему «Влияние религии на формирование скульптурных образов». В экспозиции представлены символические образы духовных лидеров и наиболее значимых персонажей практически всех основных конфессий, существующих на евроазиатском континенте. В разработке этих образов скульптор чаще всего пользуется традиционными иконографическими канонами древнерусского искусства или классическими образцами западноевропейской скульптуры – так, в «Марии Магдалине» или «Моисее» практически напрямую цитируется Микеланджело. Не менее традиционны индийские и дальневосточные божества, отсылающие зрителя к известным древним оригиналам. Иногда же автор решает композицию в соответствии с собственным видением и в традициях современной реалистической скульптуры с некоторым тяготением к «суровому стилю» – такова «Беседа» на известный сюжет про Сергия Радонежского и подружившегося с ним медведя. В некоторых работах (и они представляются наиболее интересными) скульптор исходит не из иконографии, а из внутреннего смысла сюжета. Так, очень выразителен Лао Цзы в развевающихся на ветру одеждах – такое решение образа пластически очень точно передает основную даосскую концепцию «ветра и воды» как дыхания мира.

Всем прочим материалам Алексей Леонов предпочитает шамотную глину – материал своеобразный, фактурный и несколько тяжеловатый. Посредством которого он умеет весьма убедительно передать и стелющиеся на ветру складки ткани, и цветовые плоскости (в монохромном-то материале!) русской иконописи, и фактуру густой медвежьей шубы. Кстати, о медведях и прочей живности. Основную экспозицию «Думая о вечном» очень эффектно оттеняет коллекция анималистической скульптуры. Если немалая часть работ из религиозного цикла отличается лаконичностью форм и подчеркнутой монументальностью – сами произведения невелики по размеру, но очень напоминают макеты памятников, которые вполне украсили бы любой городской пейзаж, – то мелкая пластика раскрывает другую сторону таланта Алексея Леонова. В изображении животных он очень внимателен к деталям, фактурам, специфике анатомии и особенностям поведения. Здесь ведь нельзя опереться на иконографический канон, живая природа еле уловима и непредсказуема: передать, причем очень точно, характерную позу вставшего на задние лапы медведя, глуповато-хитрую физиономию ушастой пустынной лисички, грацию каких-то птичек – особая песня. В этом редчайшем жанре замечательно проявляются и мастерство автора, и его наблюдательность, и изрядное чувство юмора. Это оценили, кстати, сотрудники Московского Дарвиновского музея – очень специфической выставочной площадки, где традиционно экспонируются работы анималистов-классиков и где в прошлом году состоялась персональная выставка молодого украинского художника.

Наталья ЗИМИНА

13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию