28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

В вакуумной упаковке

В Тверском театре юного зрителя показали премьеру спектакля «Культурный слой» по пьесе Вячеслава и Михаила Дурненковых. Ставил его режиссер из Москвы, исполнительный директор театра «Школа современной пьесы» Филипп Лось (интервью с ним «ТЖ» публиковала 14 марта). Первое обращение театра к «новой драме» оказалось не то чтобы пресловутым первым блином, но первым обращением к неизвестному до сих пор материалу.

В Тверском театре юного зрителя показали премьеру спектакля «Культурный слой» по пьесе Вячеслава и Михаила Дурненковых. Ставил его режиссер из Москвы, исполнительный директор театра «Школа современной пьесы» Филипп Лось (интервью с ним «ТЖ» публиковала 14 марта). Первое обращение театра к «новой драме» оказалось не то чтобы пресловутым первым блином, но первым обращением к неизвестному до сих пор материалу.

За последнее время в ТЮЗе это уже третья постановка, осуществленная приглашенными режиссерами, что выглядит весьма симптоматично, постепенно возвращать былые позиции на тверской театральной арене. И скорее всего вновь привлекать зрителей. На премьере «Культурного слоя» публика хлопала еще как-то осторожно. Все-таки пьеса мало напоминает традиционную драматургию, где достаточно лишь следить за сюжетом. И три истории, рассказанные артистами, из которых пьеса состоит, нужно собрать, как пазл, чтобы получилась полноцветная картинка, а не вакуум.

Впрочем, пьесу братьев Дурненковых можно рассматривать именно как пьесу о вакууме, в котором живут люди. В тверской версии «Культурного слоя» весь задник сцены превращается в определенные моменты в темное небо, на котором поблескивают звезды. И, таким образом, все персонажи пьесы словно бы окружены этим безвоздушным пространством, и им приходится существовать, вдыхая и выдыхая через раз. Потому что дышать-то нечем.

«Культурный слой» состоит их трех историй, вроде бы никак не связанных между собой, разве что только некой квартирой, в которой впервые появляются Дед и его внук художник-неучачник Саша. Квартирка эта – самая заурядная, какую можно себе представить. Художник Елена Сафонова выстроила на сцене ТЮЗа нечто вроде пластикового подиума (на нем и разыгрывается пьеса) да поставила по центру батарею с трубой, уходящей куда-то вверх. На этом фоне занудный Дед (Сергей Коноплев) ведет с внуком не нужные тому душеспасительные беседы, поминутно – и, пожалуй, излишне театрально – поддергивает штаны и бегает в туалет, потому как страдает энурезом. В квартире дышать нечем уже не в переносном смысле: Саша (Константин Павлов) не выпускает изо рта сигарету, а сцену просто «заваливают» дымом, чтобы, видимо, подчеркнуть дефицит воздуха и намекнуть на пожароопасность такого поведения героя. Во второй истории главными героями становятся риэлторы Константин (Михаил Хомченко) и Юрик (Андрей Иванов), которые отмечают удачную сделку: они выгодно продали пострадавшую от пожара квартиру. В третьей действуют молодожены Маша и Гена (Надежда Мороз/Ирина Титаренко, Виктор Дегтярев), купившие эту самую квартиру и пытающиеся договориться со своим сумасшедшим соседом Сафроновым (Александр Евдокимов/Александр Романов).

Связанные между собой формально, эти истории тем не менее говорят или по крайней мере должны говорить о том, что неладно что-то в мире, потому и появляются в нем такие странные люди, как герои пьесы. Об этом, надо думать, Филипп Лось и ставил свой спектакль и к тому же склеил три части фрагментом из другой пьесы Дурненковых – «Вычитание земли». Это как бы кусок радиопередачи, который можно послушать в антракте –

в зале и фойе. Хоть и не вполне формальная скрепа (сюжетные параллели с «Культурным слоем» можно отыскать), она тем не менее провисает, потому что вопросов и так хватает. Дед доводит внука до состояния пьяного анабиоза, выплескивая на него поток сознания, причем Сергей Коноплев старательно играет старость, смешивая для пущего эффекта «французский с нижегородским», то есть переходя то на диалектное «оканье», то на «аканье». Торговцы недвижимостью не только обмывают сделку, но еще и вспоминают прошлое, отчего Юрик пускается в пляс, а Константин, пытаясь найти в своем партнере хоть что-то человеческое, приставляет к его горлу нож, и Юрик тут же вспоминает «Онейрокритику» Артемидора.

В общем-то о поиске в человеке человека речь и идет. Другое дело, что сами персонажи – то погруженные в быт, то занятые зарабатыванием денег – несколько напоминают героев почти кабаковской тотальной инсталляции: они хотят вроде бы выпрыгнуть из нее (все в тот же космос), но получается не всегда. Поэтому и актерские решения во многом не выходят за эти рамки, хотя играется спектакль живенько, а иногда и эффектно. Но за-

слуга режиссера в том небольшая, а финал, когда Маша говорит о том, как они с Геной избавились от нехорошей квартиры, и о ребенке как о какой-то надежде на будущее, читается не только как реальное будущее этих героев, а как один из возможных эпилогов. Ведь вероятности того, что дитя не станет вместе с другими людьми одним из пластов культурного слоя в археологическом понимании этого термина, никакой нет. А может быть, его вместе с родителями, по выражению Деда, вообще сотрут с жесткого диска.

Петр РУЧНИКОВ

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию