18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

В двух альбомах – тверская икона

Два новых художественных альбома, посвященных тверской иконописи, появились на полках книжных магазинов. Оба альбома богато и даже роскошно изданы, причем на английском языке – немаловажное свидетельство непреходящего интереса европейцев к русской и, в частности, тверской иконе.

Два новых художественных альбома, посвященных тверской иконописи, появились на полках книжных магазинов. Оба альбома богато и даже роскошно изданы, причем на английском языке – немаловажное свидетельство непреходящего интереса европейцев к русской и, в частности, тверской иконе.

Альбом «Русская икона» вышел в Санкт-Петербургском издательстве «П-2» и посвящен новгородской, псковской, московской и тверской иконе. Глава о тверских иконах «Тверская икона XIII–XVII столетий» принадлежит перу искусствоведа Лилии Евсеевой.

Закономерен интерес современников к древнерусскому искусству, к иконописцу Андрею Рублеву, опередившему великого Рафаэля, к работам других, по большей части безымянных живописцев. Вдумаемся: от тверской истории XIII–XV веков, по сути, осталось лишь несколько десятков кусков дерева – древние иконы, позволяющие судить о культуре тверского княжества.

Иконы тверские, московские, владимирские, псковские… Все они наряду со своими особенностями имеют много общего. На весь мир известны фрески Успенского собора во Владимире, выполненные Андреем Рублевым в содружестве с Даниилом Черным, его же Ветхозаветная Троица Троице-Сергиевой лавры, фрески и иконы Успенского собора в Звенигороде… Эти лики невозможно забыть – внимательные глаза, прямые брови, спокойные некрупные черты лица. Христос милостив, он слушает и дает надежду. «Лики как товарищи, смотрят понимающе…» – пел Высоцкий. Недаром говорят: иконы рублевского чина – слово о самоотверженной любви русского человека.

Одна из глав книги «Русская икона» посвящена тверской иконе. Чтобы увидеть тверскую икону воочию, следует отправляться, увы, не в Тверскую картинную галерею, где собрание икон достаточно скромное, или в храмы области, которые не пощадило ни время, ни люди. Ехать придется в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре в центре Москвы, Третьяковскую галерею, Русский музей, другие музеи России и Европы. Часть произведений находится в частных коллекциях. Как, например, представленная в альбоме икона Божьей Матери, созданная в ХV веке.

С середины XIII века на два с половиной столетия простирается слава Твери в качестве самостоятельного княжества, слава ее городов – Кашина, Вертязина, Зубцова, Холма, Микулина. С 1305 года твер­ской князь именуется уже и князем Владимирским. Тверская школа живописи сложилась именно в период самостоятельного существования Тверского княжества (середина ХIII – середина ХV вв.). В нашем двадцать первом веке мы можем судить об уровне тверской культуры по произведениям тверской иконописи. Тверская икона «Борис и Глеб» (вторая половина XIII века) – начало самобытной тверской школы иконописи. «Христос Вседержитель» – первая половина XIV столетия – свидетельство о связях Твери с Константинополем.

Положить конец рассмотрению Твери как культурно-исторической периферии средневековой Руси… Служит этой задаче и вышедшая книга «Тверские иконы XIII–XVII столетия» Геннадия Попова (художественное издательство «Аврора»). Наверное, уже только специалисты помнят, что в 70-х годах прошлого века в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева прошла выставка реставраторов «Искусство древней Твери». Выставка наглядно продемонстрировала, что в XIII–XV столетиях Тверь создавала произведения не меньшей художественной и исторической значимости, чем Москва и Новгород.

Время не сохранило фресок Спасо-Преображенского собора, как и его самого, но пощадило другие художественные и литературные памятники. В их числе икона Михаила Архангела (рубеж XV столетия) – свидетельство особого почитания Михаила в Твери, как и политических событий того времени (Орда, соперничество с Москвой), связей с культурным миром Балкан и выработки особого, тверского почерка письма. Всматриваясь в лик святой Варвары (икона начала XV столетия), мы видим, что лицо строгое, аскетичное, писанное согласно классическим канонам, выдает иную манеру письма, нежели рублевская школа. Автор полагает, что новые эстетические идеалы рождались в результате контактов тверитян с балкан­скими странами.

В альбоме представлены иконы села Васильевское, старицкие иконы, иконы церкви из Исаевской слободы, тверской патерик – Арсений, князь Михаил Твер­ской, Ксения, Аркадий Новоторжский, письма Симона Ушакова. Позднее в тверской иконе можно проследить консерватизм и архаику, новаторство и переосмысление традиций, в манере, близкой к манере письма Дионисия.

Альбомы воскрешают множество сюжетов истории. А сколько интересного уже поглотило время! Сумеем ли мы узреть их сквозь тьму веков забвения?

Александр БУШЕВ,

кандидат филологических наук

16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию