07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Музыкальные секунды на часах вечности

В пятницу в Тверской филармонии случилось уже привычное, но от этого не менее ожидаемое событие – в шестнадцатый раз открылся Международный фестиваль музыки Баха.

В пятницу в Тверской филармонии случилось уже привычное, но от этого не менее ожидаемое событие – в шестнадцатый раз открылся Международный фестиваль музыки Баха.

В этом году он проходит под девизом «Бах и великие итальянцы».

«Долгожданным и традиционным» назвал Баховский фестиваль, открывая первый его концерт, заместитель губернатора Василий Толоко. Он порадовался, что наш город стал столицей большого международного музыкального форума, и напомнил знаменитые слова Баха: «Вся наша музыка принадлежит Богу». «Низкий поклон областной администрации!» – ответствовал руководитель филармонии Владимир Боярский, имея в виду, что далеко не каждый областной центр России может похвастаться возможностью проводить столь масштабный фестиваль классической музыки – кое-где и филармоний-то давно нет.

Открывали фестиваль оркестр «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова и скрипач Александр Ситковецкий – младший представитель знаменитой династии, ученик великого музыканта и педагога Иегуди Менухина. Андрей Кружков и концертмейстер оркестра Ирина Евдокимова хором признавались, что не узнают оркестрантов – молодой британский (или все-таки русский?) скрипач воодушевил весь оркестр: «Приходишь после репетиции, и хочется жить! Это бывает очень редко, ведь дирижер всегда чем-то недоволен». Тут причина даже не в уровне солиста; все-таки все люди разные, с разными темпераментами и разными школами, и часто даже между признанными музыкантами случаются нестыковки. В нашем же случае солист и оркестр счастливо нашли друг друга и собираются продолжать творческое сотрудничество.

– Почти вся музыка, написанная после Баха, находится под его влиянием, – объяснил Александр Ситковецкий свой интерес к этому фестивалю. – Это признавали все великие композиторы. Его музыка не только эмоционально, но и математически гениальна, он заложил основные принципы композиторского искусства. После него и из-за него поменялась вся музыка.

В соответствии с девизом фестиваля наряду с сонатой Баха в аранжировке композитора конца XIX века Респиги в программу концерта были включены сочинения Тартини, Вивальди, Витали, Паганини. Многие из этих произведений изначально были написаны для скрипки и фортепиано, и некоторые их переложения для оркестра прозвучали впервые не только в Твери, но и вообще в России: так, ноты Кончерто гроссо для двух скрипок, чембало и оркестра Александр Ситковецкий добывал в лондонской библиотеке и передавал их в Тверь со всевозможными оказиями. Это сочинение дуэтом с Александром играла Ирина Евдокимова. Впервые в Твери звучали и «Дьявольские трели» – соната Тартини в обработке Крейслера, и «Чакона» Витали – сочинение, исключительно редко исполняемое.

– Мне интересны именно такие особые оркестровки, – признался Александр Ситковецкий, – когда барочная пьеса находится под явным влиянием романтизма; смесь барочного и романтического придает сочинению новое звучание и особый колорит.

Произвели впечатление на публику и две вещи Паганини – своего рода «пробный камень» для музыкантов: «Всякому скрипачу, рискующему соперничать с Паганини, придется рисковать в своей неосторожности», – писал Лафон Эмбер де Лафален. Александр Ситковецкий рискнул в том числе и на знаменитые, если не легендарные, вариации на одной струне на тему из оперы Россини «Моисей» – одновременно и изысканный музыкальный аттракцион, и возможность продемонстрировать виртуозную технику, и показатель мышления и вкуса исполнителя. В нашем случае неосторожностью это никак не выглядело. А на бис (ну как же в таком концерте без бисов!) музыкант, оставшись один на один со скрипкой и публикой, играл знаменитую «Чакону» Баха. Составившие изрядную часть публики студенты внимали вдумчиво. Потом, правда, мнения варьировались от «ну ва-а-аще!!!» до «эффектно, но как-то сладковато».

По давней филармонической традиции по окончании концерта героям вечера вручались подарки. В этот раз таковыми были настенные часы – презент не просто так, а вполне символический, ведь Бах – это Вечность. А каждое исполнение его сочинений и каждый Баховский фестиваль отсчитывают секунды, минуты и часы этой великой музыкальной бесконечности.

Наталья ЗИМИНА

6

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию