19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Фольклор – это прошлое в настоящем

Для русской и любой другой культуры нет, пожалуй, важнее проблемы, чем проблема национальной специфичности и самоидентификации.К этому разве что можно добавить русский национальный характер и знаменитую загадку русской души, над разгадкой которой бьются, бьются, а результат по-прежнему практически нулевой. Впрочем, как понять, почему в русских сказках Кощей назван Бессмертным, если смерть его – на конце иглы?

Для русской и любой другой культуры нет, пожалуй, важнее проблемы, чем проблема национальной специфичности и самоидентификации.К этому разве что можно добавить русский национальный характер и знаменитую загадку русской души, над разгадкой которой бьются, бьются, а результат по-прежнему практически нулевой. Впрочем, как понять, почему в русских сказках Кощей назван Бессмертным, если смерть его – на конце иглы?

Понять можно. В этом проявляется оптимизм сказки, устремленность ее героев к победе, победе добра. Оптимизмом был проникнут и творческий форум «Фундаментальная роль народного художественного творчества в формировании основ национального самосознания, духовного возрождения и объединения общества», который прошел в Твери по инициативе областного Дома народного творчества. В нем приняли участие ученые, работники культуры из двадцати районов Тверской области.

Роль традиционной народной культуры как явления, кодифицирующего жизнь нации, действительно огромна, особенно в дописьменный период, когда фольклор был единственным средством, который обеспечивал единство общества. Теперь эту же самую функцию выполняют другие формы хранения информации. Раньше ведь как было: восстали в Твери против наместника хана Щелкана – народ сложил об этом песню, которая передавалась из уст в уста. Сегодня все по-другому. Традиционная культура в настоящее время существует параллельно с другими явлениями современной жизни – письменной культурой, масскультом, наивным искусством, телекоммуникациями, которые оказывают на современный фольклор заметное влияние.

Это влияние очевидно, поскольку в деревне бабушка может спеть собирателю песню из репертуара, скажем, Надежды Кадышевой и назвать ее «старинной». То есть сейчас мы живем в постфольклорном пространстве, но это отнюдь не значит, что фольклора, как такового, не существует: он видоизменяется, приобретая новые формы, в которых и получает свое дальнейшее развитие. Как заметил профессор Твер-

ского госуниверситета Михаил Строганов, массовая культура, например, весьма схожа с традиционным фольклором: в большинстве случаев она анонимна и коллективна. Далеко не все знают сценаристов многочисленных телесериалов не потому, что они неизвестны, а потому, что их несколько. Другой участник форума доцент Тверского филиала Государственной академии славянской культуры (ГАСК) Владимир Ситников в своем сообщении привел слова Дмитрия Лихачева о том, что народное искусство – это прошлое в настоящем, и акцентировал внимание на весьма важном моменте. Пока фольклор будет восприниматься как веселье, говорить о нем как о средстве формирования духовности человека нельзя, а если не владеть национальной культурой, слова «национальное самосознание» так и останутся лозунгом.

И ГАСК, и Тверское училище культуры имени Н.А. Львова готовят специалистов, готовых помочь людям постичь язык традиционной культуры, но здесь возникает другой вопрос: готовы ли люди к этому? Опыт практической работы показывает, что да. ГАСК совместно с Тверским областным Домом народного творчества в Бологовском и Кимрском районах организовывали детские фольклорные лагеря, и дети, забывая о дискотеках, участвовали в старинных формах проведения досуга – вечерках. Конечно, это частный случай, который все же вселяет некоторую надежду. Действительно, когда как не в детском возрасте закладывать основы самосознания, без которого невозможно ни духовное возрождение, ни объединение общества. Однако времена сейчас другие, и вряд ли кто-нибудь может гарантировать, что подросток запишется в кружок художественной самодеятельности или резьбы по дереву, а не будет проводить свободное время, сидя за компьютером. Это интереснее и современнее. Впрочем, соглашусь с руководителем детского образцового театра юного актера из Верхней Троицы Татьяной Заонегиной (интервью с ней читайте на этой же странице), которая, выступая на форуме, высказала мнение о том, что «сфера культуры трансформировалась в сферу развлечения. А не нужно развлекать, нужно дать детям и взрослым возможность творить, развивать свои способности». Может быть, именно тогда проблема, вынесенная в название форума, перестанет быть таковой.

Евгений ПЕТРЕНКО

43

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость