24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Сегодня он читает джаз…

С программой «Импровизации на тему» в Тверской академической филармонии выступили народный артист России Александр Филиппенко и джазовые музыканты-саксофонисты Дмитрий и Александр Брили и пианист Алексей Беккер. Главным героем вечера, конечно, был Александр Филиппенко – человек-оркестр, так он сам говорит о себе.

С программой «Импровизации на тему» в Тверской академической филармонии выступили народный артист России Александр Филиппенко и джазовые музыканты-саксофонисты Дмитрий и Александр Брили и пианист Алексей Беккер. Главным героем вечера, конечно, был Александр Филиппенко – человек-оркестр, так он сам говорит о себе. В его исполнении в минувший четверг тверитяне смогли послушать произведения Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Михаила Жванецкого, Василия Аксенова, Виктора Славкина, Саши Черного… Литературу сменяла музыка, а музыку – литература. Этот проект, без преувеличения, можно назвать необычным, хотя литературно-музыкальный спектакль по своей эмоциональности, экспрессивности и зрелищности ничуть не уступал программе «В плену у классиков», которую Александр Филиппенко показывал чуть больше года назад на сцене Тверского ТЮЗа. Только на этот раз артист оказался пленен джазовой музыкой.

Как только Александр Филиппенко вошел в филармонию, он сразу же обратил внимание на афишу, на которой его портрет был очерчен красными линиями:

– В старых филармониях, в те времена, была так называемая «красная строка», и я сразу же обратил внимание на то, что Филиппенко красный, а Брили выделены синим, значит, здесь – народные, а здесь – заслуженные. Вы не представляете, я платил деньги расклейщикам афиш за этот красный цвет! Это было в 75-м, нет, в 73-м году. Когда я работал в театре на Таганке, вся Москва была обклеена афишами: «Сергей Есенин. Александр Филиппенко. Моноспектакль «Путь поэта». Гражданская лирика последнего периода жизни» – и все это выделено красным. В театре сразу же правильно реагировали, а директор приглашал в кабинет… Вот так мы тогда пробивались, чего я хотел бы пожелать молодежи. Честно признаться, нам, артистам, никогда не надо было входить в рынок, потому что мы всегда были на рынке. Как бабушка каждый день несет на рынок свежий творожок и сметанку, так и нам все время надо было придумывать новое, пробиваться и иметь что-то в запасе. Для чего все это? А потому что нам очень хотелось услышать аплодисменты в свой адрес, получить успех. У Жванецкого есть замечательная фраза: «Если не очень хочешь, не очень получается». Молодежи это надо иметь в виду.

– А с чего вы начинали?

– Все мы вышли из драмкружка Дворца пионеров. А потом – студенческий театр, агитбригады на физтехе – по первой специальности я инженер-физик, окончил МФТИ. Это, я вам скажу, был закрытый вуз, и нам разрешали больше, чем кому-либо. Однажды мы, например, устроили забастовку по смешной, казалось бы, причине – плохо кормили в столовой. А это страшно сказать: студенты в шестидесятые годы бастуют! Теперь-то такое возможно? Но самое главное – к нам приезжали писатели и джазмены. С Алексеем Козловым и его квартетом я познакомился именно там, на физтехе. И фраза, случайно появившаяся у меня: «И Козел на саксе…» во время записи программы «Вокруг смеха», теперь известна всем. Я потом Алексею Козлову звонил, извинялся, а потом он назвал так свою книгу, но всегда эту фразу брал в кавычки… Да, именно тогда джаз пришел на физтех, вот к чему я веду. И тогда же Герман Лукьянов и Игорь Бриль, великий наш, как Чижик-Пыжик, появились. А сегодня я приехал с детьми Игоря Бриля, Сашей и Димой. Я помню, как его жена Тамара ходила беременная ими.

– Вы сразу же обратили внимание на афиши…

– Это огромное дело! Я всегда слежу, чтобы были указаны авторы, чьи произведения я читаю. Ведь в жизни все происходит так же, как в анекдоте. На привозе старый еврей продает два мешка дерьма. К нему подходят, говорят: «Ты сошел с ума!» – «А! Кому нужен хороший анализ, тот купит». Поэтому я всегда слежу, какой «анализ» будет. Сегодня будет джаз, одна из моих программ, кстати, называется «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Сегодня мы можем так юморить.

– Что для вас импровизация?

– В Щукинском училище как было: «Завизируй, а потом импровизируй». Нам иногда не хватает каких-то полчаса, чтобы сделать вид, что все, что мы показываем, – импровизация. В фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» мы играли, ничего не играя. Но это только кажется! Некоторые актеры и актрисы говорят: «Ну будем играть, как пойдет». Не-ет! Все нужно выписать перышком, а потом сделать вид, что это только сейчас родилось. У нас сегодня будут некоторые импровизации, но они у меня давно уже составлены, они сидят у меня в голове. Кроме того, у нас есть блоки, с которыми мы не раз выступали, и это самые настоящие джазовые стандарты. Но я хочу сказать о другом: почему раньше так не любили джаз, ведь в нем никакой политической окраски не было? А вот почему. Понимаете, партком, местком и идеологический отдел ЦК КПСС никак не могли встрять в импровизацию. А импровизация-то – лично моя, она зависит от того, что волнует меня сейчас, какой зритель сидит в зале. И какое верхнее «до» будет – неизвестно. Именно из-за этого джаз и не любили, потому что джаз – это проявление личностного подхода.

– На какие темы вы импровизируете с особым удовольствием?

– Личность! Я есть, обратите внимание на меня! Как были, скажем, стиляги, которые вот так зачесывали свой кок, вот такие носили дудочки, а вот такой галстук. Если же говорить о темах, то это прежде всего тема «Личность и общество», вокруг нее все крутится. Не случайно я читаю произведения Аксенова, Жванецкого, Зощенко – там о столкновении личности, человека и общества говорится.

– Часто ли вы привносите новое в свои программы?

– Нечасто, но новые вещи иногда появляются. Ведь все живет, и этим как раз интересен джаз – что-то приходит, что-то уходит, какие-то моменты подсказывают друзья, какие-то – сам вспоминаешь. Лучше всего, конечно, подходят стихи или миниатюры Жванецкого – короткие, емкие, яркие. Все течет, все изменяется, и каждая программа – это своя стихия, свое настроение, отдельная тема для импровизации.

Евгений ПЕТРЕНКО

14

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию