22 Августа 2017
$59.14
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Легко ли быть взрослым?

Начало февраля выдалось урожайным на фотовыставки: на разных площадках практически одновременно открылись экспозиции трех хорошо известных мастеров.

Начало февраля выдалось урожайным на фотовыставки: на разных площадках практически одновременно открылись экспозиции трех хорошо известных мастеров.

В холле библиотеки имени Герцена обосновались командир фотостудии «Image factory» Роман Какоткин и его коллега и давний компаньон по выставочной деятельности Анна Мороз. На вернисаже ее, впрочем, не было. На вопросы по этому поводу Роман меланхолично отвечал: «Работает…»

С первого взгляда выставка несколько напугала. Заходим в холл библиотеки, в котором обычно размещаются художественные экспозиции, а там по всем стенам разноцветье всяческих садовых растений. Причем посаженных и выращенных с явной претензией на ландшафтный дизайн и снятых на невнятном любительском уровне. Роман в свое время закончил дизайнерское отделение художественного училища имени Венецианова и вполне мог бы заняться оформлением ландшафтов, а потом представить плоды своих трудов в виде фотоэкспозиции. А что карточки плохие – так Роман, помнится, уже удивлял публику «гламурной» серией из клуба «Принц», будто специально сделанной в качестве примера того, как снимать не надо.

Впрочем, все оказалось не так страшно. Цветочную экспозицию выставили садоводы-огородники, которые таким образом подводят итоги вегетационного сезона. А Роман с коллегами расположился чуть дальше, в переходе. И представил вполне традиционную для себя черно-белую серию, очень лаконичную и во многом формалистическую. Заметно, что многие, если не все фотографии подверглись основательной компьютерной обработке. Вопреки расхожему мнению это не может улучшить фотографию, если в ней изначально не было внятной мысли и выразительного образа: обработка может лишь выделить и подчеркнуть достоинства. К примеру, идеально «посаженная» в композицию летящая ворона: сначала ее надо было увидеть и снять, и тут уж компьютер не помощник.

В качестве объекта Роман взял соблазняющие многих метелки камыша, произрастающего у нас в изобилии, и заиндевевшие ветки. Выглядят они весьма завлекательно и эффектно, но на фотографии вся выразительность, как правило, почему-то пропадает.

В том и состоит искусство фотографа, чтобы увидеть, уловить и посредством соответствующих технологий донести до зрителя, и Роман это умеет, как никто.

Еще две выставки, уж так сложилось, посвящены печальным поводам. На базе тверского областного фотоклуба в кинолекционном зале Музейно-выставочного центра имени Лизы Чайкиной экспонируются работы Вячеслава Ганьшина, трагически погибшего 1 декабря прошлого года. Коллеги планировали в феврале открывать юбилейную выставку, посвященную шестидесятилетию мастера, но так сложилось – пришлось открывать мемориальную.

Вячеслав Ганьшин был фотографом, который умел не только снимать, но и учить этому: в течение многих лет он трудился в Тверском государственном университете, заведовал киностудией и лабораторией технических средств обучения, ходил со студентами в дальние экспедиции, забирался даже на Байкал и Каспий, где пейзажи – настоящая мечта фотографа. Впрочем, журналистской братии Вячеслав был известен как мастер традиционного репортажного жанра, в каковом качестве он появился в свое время в редакции тверского приложения к «Комсомольской правде». Работать с ним, надо сказать, было чрезвычайно комфортно. Хороший фотограф в редакционной работе только полдела. Конечно, гению прощается многое, но удобнее работать в паре с контактным, добродушным и обаятельным человеком. Вячеслав Ганьшин был именно таким. Таким мы его и будем помнить. А выставленные карточки помогут в этом.

Тоже в прошлом году и тоже на дороге – жители Твери помнят кошмарный случай с попавшей под автобус велосипедисткой – трагически погибла поэтесса Марина Калиниченко. Ее памяти посвятила очередную персональную выставку очень молодая, но уже по-взрослому признанная фотохудожница Ирина Попова. Четверокурсница отделения журналистики, Ирина уже успела стать членом Союза фотохудожников России, трижды выиграть Дельфийские игры, дважды поучаствовать в престижном Волжском фотобиеннале в Нижнем Новгороде. На прошлогодней областной выставке Ирина выставила большую авторскую даже не серию, а полноценную персональную экспозицию «Мир в стеклянном шкафу», качеству которой могли бы позавидовать солидные опытные фотографы. Ирина умеет, с одной стороны, замечать и «ухватывать» камерой чрезвычайно выразительные и очень показательные, «жизненные» жанровые сценки и, с другой – композиционно организовывать пространство кадра, выделяя в городском пейзаже очень любопытные и совсем неочевидные формалистические соотношения, рифмы и ритмы.

Именно поэтому выставка «Сохрани мою тень» порядком удивила тех, кто знает вышеперечисленные достоинства автора. Проект «Когда я стану взрослой» показался во многом надуманным, композиционно перегруженным и проникнутым избыточным, несколько даже детским романтизмом и пафосом, из которых, судя по предыдущим выставкам, Ирина давно выросла. Впрочем, это не недостаток проекта, это как раз его концепция, «…способ увидеть то, что недоступно обычному взгляду, способ раскрыть тонкость чувств и «пощупать» мир не рассудком, а впечатлением, которое нельзя описать словами». В сущности Ирина делала эту выставку не для досужего зрителя, а для тех, кто знал Марину, а по большому счету – для себя: «Эта выставка не попытка рассказать о том, какой она была… Эта выставка – всего лишь то, какой видела ее я. Это размышление о жизни и смерти». Тут надо знать контекст. Проект начинает звучать по-настоящему трагично и пронзительно, если знать, что использованные в композициях написанные детской рукой буквы – это прописи, найденные уже после смерти Марины. «Это первое, написанное ею, представляется особо значимым и символичным», – считает Ирина Попова. И приходит к высшей степени странному выводу: «Может быть – лучше – и не становиться взрослым?» Может быть, и лучше. Но вопрос этот несколько запоздал: сама Ирина уже повзрослела – окончательно и бесповоротно. И в этом нет ничего плохого: состояние взрослости не означает нивелирование таланта, а предполагает умение его реализовать.

Наталья ЗИМИНА

24

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость